Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?)
Италия. Конец XVI века.Камея. Агат—оникс, золото.
2,0 × 2,5 см.Инв. № К 2333.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,0 × 2,5 см.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,0 × 2,5 см.
Инв. № К 2333.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1785, из Академии наук (на крышке кубка Петра I).
Описание:
«Нимфа и Фавн» (варианты: «Менада и сатир», «Нимфа и сатир» и т. п.) — один из тех мотивов, которые, появившись в античной глиптике, продолжали оставаться популярными на протяжении долгого времени. Многократно и с различными вариациями повторенная камнерезами XVI и последующих веков, эта композиция могла быть заимствована непосредственно из античных резных камней или воспринята опосредованно — через произведения современной им графики (с изображением на данной камее наиболее сопоставима гравюра Маркантонио Раймонди «Сатир и нимфа» с той же композицией, но в зеркальном отражении). Подобную трактовку мотива можно видеть еще на камеях из собрания Государственного Эрмитажа (инв. № К 80, К 81) и камее из Музея серебра во Флоренции. Пространственное решение сцены, уравновешенной пирамидальной композицией, восходит к эллинистическим рельефам, сюжетную же подоплеку следует искать в древнегреческой мифологии. Отправной точкой для всех последующих редакций послужила история дочери фиванского царя Никтея Антиопы и Зевса, явившегося к ней в образе сатира. Примечательно, что в данном случае резчик обратился именно к оригинальному прочтению сюжета (о высоком происхождении женского персонажа свидетельствует диадема) и создал произведение, отмеченное мягкой моделировкой форм и высоким качеством резьбы. «Нимфа и Фавн», так же как «Падение Икара» и «Суд Париса», представленные на этой выставке, некогда в числе множества других камей украшали драгоценный кубок, подаренный в июле 1716 года датским королем Кристианом IV Петру I. После смерти царя он хранился в Кунсткамере до 1785 года, когда директор Петербургской Академии наук княгиня Е. Р. Дашкова передала его Екатерине II. По ее распоряжению он был демонтирован, а снятые с него резные камни пополнили собрание императрицы. О том, как выглядел кубок, ныне можно судить по акварели Оттомара Эллигера и гравюре с нее.
Кокарева С. В.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 89 кат. № 72.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.