Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?)
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,0 × 2,5 см.
Инв. № К 2333.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).

Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,0 × 2,5 см.
Инв. № К 2333.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1785, из Ака­де­мии наук (на крыш­ке куб­ка Пет­ра I).

Описание:
«Ним­фа и Фавн» (вари­ан­ты: «Мена­да и сатир», «Ним­фа и сатир» и т. п.) — один из тех моти­вов, кото­рые, появив­шись в антич­ной глип­ти­ке, про­дол­жа­ли оста­вать­ся попу­ляр­ны­ми на про­тя­же­нии дол­го­го вре­ме­ни. Мно­го­крат­но и с раз­лич­ны­ми вари­а­ци­я­ми повто­рен­ная кам­не­ре­за­ми XVI и после­дую­щих веков, эта ком­по­зи­ция мог­ла быть заим­ст­во­ва­на непо­сред­ст­вен­но из антич­ных рез­ных кам­ней или вос­при­ня­та опо­сре­до­ван­но — через про­из­веде­ния совре­мен­ной им гра­фи­ки (с изо­бра­же­ни­ем на дан­ной камее наи­бо­лее сопо­ста­ви­ма гра­вю­ра Мар­кан­то­нио Рай­мон­ди «Сатир и ним­фа» с той же ком­по­зи­ци­ей, но в зер­каль­ном отра­же­нии). Подоб­ную трак­тов­ку моти­ва мож­но видеть еще на каме­ях из собра­ния Государ­ст­вен­но­го Эрми­та­жа (инв. № К 80, К 81) и камее из Музея сереб­ра во Фло­рен­ции. Про­стран­ст­вен­ное реше­ние сце­ны, урав­но­ве­шен­ной пира­мидаль­ной ком­по­зи­ци­ей, вос­хо­дит к элли­ни­сти­че­ским релье­фам, сюжет­ную же подо­пле­ку сле­ду­ет искать в древ­не­гре­че­ской мифо­ло­гии. Отправ­ной точ­кой для всех после­дую­щих редак­ций послу­жи­ла исто­рия доче­ри фиван­ско­го царя Ник­тея Антио­пы и Зев­са, явив­ше­го­ся к ней в обра­зе сати­ра. При­ме­ча­тель­но, что в дан­ном слу­чае рез­чик обра­тил­ся имен­но к ори­ги­наль­но­му про­чте­нию сюже­та (о высо­ком про­ис­хож­де­нии жен­ско­го пер­со­на­жа свиде­тель­ст­ву­ет диа­де­ма) и создал про­из­веде­ние, отме­чен­ное мяг­кой моде­ли­ров­кой форм и высо­ким каче­ст­вом резь­бы. «Ним­фа и Фавн», так же как «Паде­ние Ика­ра» и «Суд Пари­са», пред­став­лен­ные на этой выстав­ке, неко­гда в чис­ле мно­же­ства дру­гих камей укра­ша­ли дра­го­цен­ный кубок, пода­рен­ный в июле 1716 года дат­ским коро­лем Кри­сти­а­ном IV Пет­ру I. После смер­ти царя он хра­нил­ся в Кунст­ка­ме­ре до 1785 года, когда дирек­тор Петер­бург­ской Ака­де­мии наук кня­ги­ня Е. Р. Даш­ко­ва пере­да­ла его Ека­те­рине II. По ее рас­по­ря­же­нию он был демон­ти­ро­ван, а сня­тые с него рез­ные кам­ни попол­ни­ли собра­ние импе­ра­три­цы. О том, как выглядел кубок, ныне мож­но судить по аква­ре­ли Отто­ма­ра Элли­ге­ра и гра­вю­ре с нее.

Кока­ре­ва С. В.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 89 кат. № 72.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная глиптика гемма современные геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana зевс зевса zeus нимфа нимфы nympha божество бог пан deus pan неизвестный антиопа антиопы antiope фавн фавна faunus агат оникс камея золото и италия менада менады сатир сатиры инв № к 2333