Падение Икара
Италия. Конец XVI — начало XVII века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,7 × 2,4 см.
Инв. № К 2189.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Падение Икара.

Италия. Конец XVI — начало XVII века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,7 × 2,4 см.
Инв. № К 2189.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Поступ­ле­ние: 1785, из Ака­де­мии наук (на туло­ве куб­ка Пет­ра I).

Описание:
На камее изо­бра­жен послед­ний эпи­зод мифа об Ика­ре — сыне искус­ней­ше­го архи­тек­то­ра и скуль­п­то­ра Деда­ла. Отец сде­лал ему из скле­ен­ных вос­ком перьев кры­лья, но когда юно­ша под­нял­ся высо­ко в небо, сол­неч­ный жар рас­то­пил их, и он упал в море. Дра­ма­ти­че­ский мотив нашел ото­б­ра­же­ние во мно­гих про­из­веде­ни­ях евро­пей­ской живо­пи­си и скульп­ту­ры. Камея, явля­ю­ща­я­ся выра­зи­тель­ным образ­цом кам­не­рез­но­го искус­ства эпо­хи ран­не­го манье­риз­ма, вос­хо­дит к гра­вю­ре по рисун­ку Пери­но дель Вага (1501—1547), в твор­че­стве кото­ро­го про­смат­ри­ва­ют­ся чер­ты рим­ской шко­лы Рафа­э­ля. Сле­дуя за изо­бра­зи­тель­ным источ­ни­ком, рез­чик сумел вос­про­из­ве­сти на кро­хот­ной поверх­но­сти кам­ня слож­ней­ший ракурс падаю­ще­го тела, бушу­ю­щие вол­ны, гото­вые при­нять его в мор­скую пучи­ну, и даже очер­та­ния стро­е­ний на дале­ком бере­гу.

Рез­ной камень в чис­ле мно­гих дру­гих укра­шал «камей­ный» кубок Пет­ра Вели­ко­го. Отож­де­ст­вить камею на аква­рель­ной зари­сов­ке Отто­ма­ра Элли­ге­ра помог­ли с трудом раз­ли­чи­мые у само­го края листа кры­ло и часть руки Ика­ра.

Каган Ю. О.

Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 91 кат. № 75.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
Ключевые слова: современная глиптика гемма современные геммы gemma неизвестный камея агат оникс золото падение икара италия икар солнце крылья волны инв № к 2189