Падение Икара
Италия. Конец XVI — начало XVII века.Камея. Агат—оникс, золото.
2,7 × 2,4 см.Инв. № К 2189.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Падение Икара.
Италия. Конец XVI — начало XVII века.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,7 × 2,4 см.
Камея. Агат—оникс, золото.
2,7 × 2,4 см.
Инв. № К 2189.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступление: 1785, из Академии наук (на тулове кубка Петра I).
Описание:
На камее изображен последний эпизод мифа об Икаре — сыне искуснейшего архитектора и скульптора Дедала. Отец сделал ему из склеенных воском перьев крылья, но когда юноша поднялся высоко в небо, солнечный жар растопил их, и он упал в море. Драматический мотив нашел отображение во многих произведениях европейской живописи и скульптуры. Камея, являющаяся выразительным образцом камнерезного искусства эпохи раннего маньеризма, восходит к гравюре по рисунку Перино дель Вага (1501—1547), в творчестве которого просматриваются черты римской школы Рафаэля. Следуя за изобразительным источником, резчик сумел воспроизвести на крохотной поверхности камня сложнейший ракурс падающего тела, бушующие волны, готовые принять его в морскую пучину, и даже очертания строений на далеком берегу.
Резной камень в числе многих других украшал «камейный» кубок Петра Великого. Отождествить камею на акварельной зарисовке Оттомара Эллигера помогли с трудом различимые у самого края листа крыло и часть руки Икара.
Каган Ю. О.
Источники:
© Фото, текст: Античное наследие в искусстве Западной Европы. Каталог выставки. с. 91 кат. № 75.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.
© 2004 — Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
© 2004 — АО «Славия», Санкт-Петербург.
© 2004 — ООО «Компания «Базовый элемент», Москва.