«Гемма Августа»
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
18 × 23 см.
Вена, Музей истории искусств

«Гемма Августа».

Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
18 × 23 см.

Вена, Музей истории искусств.

Описание:
На выпол­нен­ной из оник­са так назы­вае­мой «Гем­ме Авгу­ста», дати­ру­е­мой I в. н. э., изо­бра­жен три­умф Тибе­рия в при­сут­ст­вии Авгу­ста и Ромы (пер­со­ни­фи­ка­ции Рима). Вни­зу рим­ские леги­о­не­ры воз­дви­га­ют перед груп­пой плен­ни­ков столп с тро­фе­я­ми, добы­ты­ми у побеж­ден­ных вра­гов. Тибе­рий (14—37 гг.) пока­зал себя храб­рым пол­ко­вод­цем еще при Авгу­сте, кото­рый назна­чил его сво­им наслед­ни­ком.

Gemma Augustea

«Гем­ма Авгу­ста» с про­ну­ме­ро­ван­ны­ми пер­со­на­жа­ми.

«Гем­ма Авгу­ста» — это баре­льеф­ная камея, сде­лан­ная из двух­слой­но­го араб­ско­го оник­са. Один слой — белый, дру­гой — сине­ва­то-корич­не­вый. Её при­ня­то дати­ро­вать 10-ми — 20-ми гг. н. э. и счи­та­ет­ся, что её созда­те­лем был либо Дио­с­ку­рид, либо один из его уче­ни­ков.

Общие сведе­ния о гем­ме и её исто­рия

«Гем­ма Авгу­ста» — это баре­льеф­ная камея, сде­лан­ная из двух­слой­но­го араб­ско­го оник­са. Один слой — белый, дру­гой — сине­ва­то-корич­не­вый. Мастер ста­ра­тель­но выре­зал мель­чай­шие дета­ли, добил­ся ярко­го кон­тра­ста меж­ду изо­бра­же­ни­ем и фоном и эффект­но исполь­зо­вал игру теней. Бла­го­да­ря сво­им раз­ме­рам гем­ма смог­ла вме­стить доволь­но обшир­ную ком­по­зи­цию, а работа с ней в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни упро­ща­лась. Её раз­мер — 19,05 см в дли­ну и 22,86 см в шири­ну, а сред­няя тол­щи­на — 1,27 см.
При­ня­то счи­тать, что созда­те­лем этой гем­мы был либо Дио­с­ку­рид, либо один из его уче­ни­ков. Дио­с­ку­рид был любим­цем Цеза­ря Авгу­ста и его работы, рав­но как и их копии, высо­ко цени­лись в древ­но­сти. Пред­по­ла­га­ет­ся, что гем­ма была сде­ла­на в 10-е20-е гг. н. э., впро­чем, неко­то­рые уче­ные, осно­вы­ва­ясь на свое­об­раз­ной интер­пре­та­ции изо­бра­же­ний на гем­ме, наста­и­ва­ют на том, что на самом деле это слу­чи­лось на несколь­ко деся­ти­ле­тий позд­нее.
Если это работа Дио­с­ку­рида или его после­до­ва­те­лей, гем­ма, веро­ят­но, был сде­ла­на при дво­ре Цеза­ря Авгу­ста. Через неко­то­рое вре­мя, ещё в антич­ную эпо­ху, она попа­ла в Визан­тий, воз­мож­но, уже после того, как Кон­стан­тин офи­ци­аль­но пере­нес туда сто­ли­цу Импе­рии. Важ­но отме­тить, что Август, несмот­ря на то, что пол­но­стью при­ни­мал и спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию импе­ра­тор­ско­го куль­та за пре­де­ла­ми Рима, осо­бен­но в про­вин­ци­ях, не допус­кал того, чтобы ему пок­ло­ня­лись как богу в самом Риме. Если эту гем­му созда­ли при его жиз­ни (т. е. до 14 г. н. э.), её долж­ны были пере­дать какой-нибудь знат­ной семье, жив­шей либо в одной из рим­ских про­вин­ций, либо в вас­саль­ном цар­стве. В про­тив­ном слу­чае полу­ча­ет­ся, что гем­му выгра­ви­ро­ва­ли уже после смер­ти Авгу­ста, но тогда неко­то­рых пер­со­на­жей на ней при­дёт­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать по-дру­го­му. Есть и такое мне­ние, что на гем­ме дей­ст­ви­тель­но изо­бра­жён Август, но сде­ла­на она была спе­ци­аль­но для близ­ко­го дру­га или род­ст­вен­ни­ка, воз­мож­но, даже жив­ше­го в Риме, но он в таком слу­чае дол­жен был быть един­ст­вен­ным чело­ве­ком, кто знал бы о ней.
Впо­след­ст­вии гем­му пере­во­зи­ли по раз­ным местам, о кото­рых нам за неиме­ни­ем источ­ни­ков ниче­го не извест­но, но всё это вре­мя она оста­ва­лась отно­си­тель­но целой и невреди­мой. В 1246 г. она обна­ру­жи­лась в сок­ро­вищ­ни­це аббат­ства Сэн-Сэр­нин в Тулу­зе, во Фран­ции. Позд­нее в 1533 г. король Фран­циск I купил её и при­вез в Париж, но вско­ре ок. 1590 г. она про­па­ла. Через неко­то­рое вре­мя её про­да­ли за 12000 золотых монет импе­ра­то­ру «Свя­щен­ной Рим­ской импе­рии» Рудоль­фу II. В XVII в. нем­цы опра­ви­ли её золо­том. Види­мо, это было свя­за­но с тем, что гем­ма была повреж­де­на, отло­ма­лась её верх­няя часть и про­па­ла по край­ней мере одна фигур­ка, воз­мож­но, это слу­чи­лось ещё до того, как её купил Рудольф II, но точ­но до 1700 г. Сей­час она нахо­дит­ся в Музее исто­рии искусств в Вене.

О пер­со­на­жах гем­мы и об интер­пре­та­ции изо­бра­жен­ных на ней сцен

Верх­ний ряд

Фигу­ра на троне (№ 1) — Цезарь Август (Окта­вий), хотя неко­то­рые пред­по­ла­га­ют, что это может быть какой-то более позд­ний рим­ский импе­ра­тор. Пер­со­на­жа под № 3 иден­ти­фи­ци­ро­вать лег­ко, так как он обла­да­ет таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, каких нет боль­ше ни у кого дру­го­го. Эта жен­щи­на — боги­ня Ойку­ме­на, пер­со­ни­фи­ка­ция оби­тае­мо­го мира. Под оби­тае­мым или циви­ли­зо­ван­ным миром пони­ма­ет­ся или терри­то­рия ран­ней Рим­ской Импе­рии, или, что более веро­ят­но, — весь антич­ный мир, кото­рый когда-то под­чи­нил себе Алек­сандр Македон­ский. На голо­ве у неё стен­ной венок (corona muralis) и пок­ры­ва­ло. Она вен­ча­ет пер­со­на­жа под № 1 граж­дан­ским вен­ком (corona civica) из дубо­вых листьев — им награж­да­ли тех, кто спас жизнь рим­ско­го граж­да­ни­на. Одна­ко в нашем слу­чае она сим­во­ли­зи­ру­ет, что награж­дае­мый спас жиз­ни мно­же­ства рим­ских граж­дан.
Веро­ят­но, пер­со­на­жи под № 5 и № 6 тес­но свя­за­ны друг с дру­гом. Пер­со­наж под № 5 — это Оке­ан или Неп­тун, часто отме­ча­ет­ся, что он в дан­ном слу­чае наряду с пер­со­на­жа­ми под № 4 и № 7 урав­но­ве­ши­ва­ет ком­по­зи­цию, а так­же высту­па­ет в каче­стве важ­но­го наблюда­те­ля за всем про­ис­хо­дя­щим, так как пред­став­ля­ет собой вод­ное цар­ство. У его ног обло­ко­ти­лась на трон или боги­ня Гея, или пер­со­ни­фи­ка­ция Ита­лии. Уче­ные, кото­рый счи­та­ют, что это Гея, при­во­дят в каче­стве сво­их аргу­мен­тов то, что она дер­жит рог изоби­лия, а дети рядом с ней, веро­ят­но, оли­це­тво­ря­ют вре­ме­на года. Может пока­зать­ся стран­ным, что Гея дер­жит рог изоби­лия, когда вро­де бы сам по себе рог ниче­го не про­из­во­дит. Это и исполь­зу­ют в каче­стве контр­ар­гу­мен­та те, кто счи­та­ет, что это не Гея, а Ита­лия, но тогда это озна­ча­ет, что в тот пери­од стра­на была охва­че­на голо­дом. Кро­ме того, эта жен­щи­на носит бул­лу, меда­льон на шее, кото­рый вряд ли бы ста­ла носить Гея. В любом слу­чае дети оли­це­тво­ря­ют собой вре­ме­на года — веро­ят­но, лето и осень, так как один из них дер­жит в руках коло­сья.
Под № 10 обо­зна­чен орел Юпи­те­ра. Это может озна­чать, что пер­со­наж под № 1 игра­ет роль Юпи­те­ра. Рядом с пер­со­на­жем под № 1 сидит боги­ня Рома. На голо­ве у неё — шлем, в пра­вой руке она дер­жит копье, а левая рука слег­ка каса­ет­ся руко­ят­ки меча; воз­мож­но, это озна­ча­ет, что Рома все­гда нахо­дит­ся на гра­ни вой­ны и все­гда гото­ва всту­пить в бой. Она попи­ра­ет нога­ми доспе­хи побеж­дён­но­го вра­га и с любо­вью смот­рит на пер­со­на­жа под № 1. Хотя вопрос иден­ти­фи­ка­ции послед­не­го оста­ёт­ся спор­ным, неред­ко отме­ча­ет­ся тот факт, что Рома здесь силь­но напо­ми­на­ет жену Авгу­ста Ливию, с кото­рой тот про­жил вме­сте мно­гие годы. Она не толь­ко была его женой — её сыном от преды­ду­ще­го бра­ка был Тибе­рий, кото­ро­го ино­гда счи­та­ют пер­вым рим­ским импе­ра­то­ром. Если вер­нуть­ся к вопро­су о вре­ме­ни созда­ния гем­мы, то инте­рес­но отме­тить, что до Адри­а­на Роме в самом Риме не пок­ло­ня­лись. Таким обра­зом, веро­ят­но, её сде­ла­ли для кого-то из жив­ших в про­вин­ции дру­зей Авгу­ста.
Пер­со­наж под № 4 — боги­ня Вик­то­рия, управ­ля­ю­щая колес­ни­цей, с кото­рой спус­ка­ет­ся пер­со­наж под № 7. Оче­вид­но, боги­ня одер­жа­ла победу, но вряд ли при­еха­ла её празд­но­вать, она нетер­пе­ли­во под­го­ня­ет пер­со­на­жа под № 7 высту­пить в новый поход. Что каса­ет­ся Вик­то­рии и колес­ни­цы, важ­но отме­тить исто­ри­че­ское зна­че­ние послед­ней, рав­но как и нахо­дя­щих­ся рядом лоша­дей. Две неболь­шие лоша­ди рядом запря­же­ны в колес­ни­цу, в то вре­мя как лошадь сбо­ку к колес­ни­це отно­ше­ния не име­ет и, веро­ят­но при­над­ле­жит пер­со­на­жу под № 8. В древ­но­сти колес­ни­цу победи­те­ля вез­ла чет­вер­ка лоша­дей, т. н. квад­ри­га, но на гем­ме изо­бра­же­ны толь­ко две лоша­ди, т. н. бига. Это может озна­чать, что пер­со­наж под № 7 три­ум­фа­то­ром счи­тать нель­зя.

Ниж­ний ряд

Пер­со­на­жей с ниж­не­го ряда иден­ти­фи­ци­ро­вать слож­нее. Неко­то­рые даже счи­та­ют, что все они в прин­ци­пе ано­ним­ны, а их оппо­нен­ты наста­и­ва­ют на том, что их иден­ти­фи­ци­ро­вать мож­но и все они игра­ют важ­ную роль. Муж­чи­на и жен­щи­на сле­ва, обо­зна­чен­ные № 11, — это либо кель­ты, либо гер­ман­цы, на что ука­зы­ва­ет их сви­ре­пый вид. Они изо­бра­же­ны как воен­но­плен­ные, сим­во­ли­зи­ру­ю­щие одер­жан­ную рим­ля­на­ми победу. Руки муж­чи­ны свя­за­ны за спи­ной, и, види­мо, его вме­сте с жен­щи­ной хотят при­вя­зать к тро­фею. № 19 отме­чен тро­пай­он (tropaion) или тро­фей, кото­рый ста­вил­ся после одер­жан­ной в бит­ве победы, обыч­но ещё во вре­мя сра­же­ния, когда его резуль­тат был уже оче­виден. Тро­фей здесь сде­лан из дере­ва и по сво­е­му виду напо­ми­на­ет торс чело­ве­ка. На него наса­же­ны доспе­хи, а свер­ху поме­щен шлем. На изо­бра­же­нии тро­фей ста­вят в вер­ти­каль­ном поло­же­нии чет­ве­ро юно­шей. О пер­со­на­же под № 18 извест­но мало, но по шле­му на его голо­ве мож­но пред­по­ло­жить, что это македон­ский сол­дат фра­кий­ско­го царя Реме­тал­ка, помо­гав­ше­го Тибе­рию в Пан­но­нии. Пер­со­на­жа под № 15 часто назы­ва­ют пер­со­ни­фи­ка­ци­ей Мар­са, по доспе­хам и раз­ве­ваю­ще­му­ся пла­щу. Хотя кажет­ся, что пер­со­на­жи № 16 и № 17 — менее зна­чи­мы, они похо­жи друг на дру­га и, воз­мож­но, оли­це­тво­ря­ют собой созвездие Близ­не­цов. Понять его зна­че­ние нелег­ко, но, воз­мож­но, здесь содер­жит­ся какая-то под­сказ­ка, поз­во­ля­ю­щая рас­крыть тай­ну лич­но­сти пер­со­на­жа под № 8, сто­я­ще­го над Близ­не­ца­ми в верх­нем ряду гем­мы. А о двух сле­дую­щих номе­рах извест­но мно­го боль­ше. № 20 отме­чен щит, укра­шен­ный изо­бра­же­ни­ем боль­шо­го скор­пи­о­на. Тибе­рий родил­ся в нояб­ре и, воз­мож­но, этот сим­вол свя­зан с датой его рож­де­ния. № 9 обо­зна­чен Козе­рог, люби­мый знак Авгу­ста. Хотя по дате рож­де­ния Август дол­жен был бы выбрать знак декаб­ря, он счи­тал, что его зна­ком явля­ет­ся Козе­рог. Не вполне ясна роль не толь­ко Козе­ро­га, но так же солн­ца или луны, где поме­щен этот знак. Древ­ние счи­та­ли эти небес­ные тела пла­не­та­ми, кото­рые дава­ли созвездию пол­ную силу. Близ­не­цы и скор­пи­он напря­мую не свя­за­ны с пла­не­та­ми, в отли­чие от Мар­са (№ 15) и пер­со­на­жа под № 13, кото­ро­го часто отож­деств­ля­ют с Диа­ной, а Диа­ну древ­ние ассо­ции­ро­ва­ли с луной. Таким обра­зом, несо­мнен­но, что на гем­ме пред­став­ле­ны как мини­мум три основ­ных зоди­а­каль­ных зна­ка.
Пер­со­наж под № 13 — веро­ят­но, Диа­на, хотя неко­то­рые дума­ют, что это про­сто сол­дат вспо­мо­га­тель­ных войск, как и пер­со­наж под № 14. В левой руке у Диа­ны — копья, а пра­вая рука, кажет­ся, про­сто дотра­ги­ва­ет­ся до голо­вы муж­чи­ны, кото­рый вме­сте с жен­щи­ной объ­еди­нен под № 12, а не дер­жит его за воло­сы вопре­ки рас­хо­же­му мне­нию. Дру­гие отли­чи­тель­ные чер­ты Диа­ны — пыш­ные воло­сы, повяз­ка на голо­ве и охот­ни­чья одеж­да. Пер­со­наж под № 14 тоже может быть сол­да­том вспо­мо­га­тель­ных войск, но, ско­рее все­го, это Мер­ку­рий (Гер­мес), что вид­но по харак­тер­ной шля­пе с широ­ки­ми поля­ми. Веро­ят­но, Мер­ку­рий тащит за воло­сы жен­щи­ну из груп­пы под № 12 к воз­во­ди­мо­му сол­да­та­ми тро­фею. Изо­бра­же­ние слож­нее, чем кажет­ся. Соглас­но мно­гим трак­тов­кам, аук­си­ли­а­рии (auxiliaries) тащат плен­ни­ков-вар­ва­ров к их соп­ле­мен­ни­кам, чтобы при­вя­зать к тро­фею. Одна­ко по неко­то­рым при­зна­кам мож­но прий­ти к выво­ду, что это совер­шен­но не так. Во-пер­вых, чело­век на коле­нях про­сит поща­ды у Диа­ны, и она дей­ст­ви­тель­но смот­рит пря­мо на него. На шее у него торк­ва (torque), укра­ше­ние в фор­ме коль­ца, кото­рое носи­ли высо­ко­по­став­лен­ные кель­ты и ино­гда гер­ман­цы. По-види­мо­му, важ­ным момен­том явля­ет­ся то, что Диа­на сто­ит спи­ной к зри­те­лю и ко всей ком­по­зи­ции. Кро­ме неё в таком поло­же­нии боль­ше не сто­ит никто, и, воз­мож­но, замы­сел созда­те­ля гем­мы зак­лю­чал­ся в том, чтобы пока­зать тем самым кон­траст меж­ду празд­но­ва­ни­ем одер­жан­ной в бою победы и тем, что Диа­на щадит моля­щих о поща­де. Посколь­ку муж­чи­на — вождь вра­же­ско­го пле­ме­ни, в этой части ком­по­зи­ции зак­лю­чен доволь­но эффект­ный эле­мент про­па­ган­ды, ведь он молит о поща­де боги­ню, под­дер­жи­ваю­щую Рим. Воз­мож­но, Мер­ку­рий на самом деле не тащит жен­щи­ну, чтобы при­вя­зать к тро­фею, но ведет её к Диане, чтобы она точ­но так же, как и муж­чи­на, про­си­ла на коле­нях о поща­де. Жен­щи­на пока­зы­ва­ет знак пере­ми­рия, кла­дя свою руку на грудь. Воз­мож­но, Диа­на и Мер­ку­рий защи­ща­ют этих людей, давая побеж­ден­ным воз­мож­ность спа­сти себе жизнь. Так или ина­че, пара под № 12 не выглядит так же обре­чен­но, как пара под № 11. Они как бы с одной сто­ро­ны урав­но­ве­ши­ва­ют ком­по­зи­цию, а с дру­гой сто­ро­ны про­ти­во­по­став­ле­ны друг дру­гу, так как одним пред­на­зна­че­но быть при­вя­зан­ны­ми к тро­фею, а дру­гим пре­до­став­ля­ет­ся шанс спа­стись.

Об изо­бра­же­нии в целом

Собы­тия на верх­нем и ниж­нем ряду раз­во­ра­чи­ва­ют­ся в раз­ном вре­мен­ном диа­па­зоне, но одно из них явля­ет­ся след­ст­ви­ем дру­го­го. Ниж­нее изо­бра­же­ние посвя­ще­но собы­ти­ям, про­ис­хо­див­шим на север­ной гра­ни­це Импе­рии, после того, как рим­ляне одер­жа­ли победу в бит­ве и ста­ли воз­во­дить тро­фей. Воен­но­плен­ные скорб­но ожи­да­ют сво­ей уча­сти и молят богов о поща­де. Победа на поле боя с ниж­не­го изо­бра­же­ния пред­ше­ст­ву­ет три­ум­фу на верх­нем изо­бра­же­нии.
На верх­нем изо­бра­же­нии пред­став­ле­на алле­го­рия, соеди­ня­ю­щая в себе реаль­ные исто­ри­че­ские фак­ты, импер­ское вели­чие и мир богов. Несо­мнен­но то, что изо­бра­же­ние Авгу­ста спе­ци­аль­но поме­сти­ли под зна­ком зоди­а­ка, кото­рый он счи­тал зна­ком сво­его рож­де­ния, а сидя­щий рядом с ним орел пока­зы­ва­ет, что он оли­це­тво­ря­ет собой Юпи­те­ра. С име­нем Авгу­ста свя­за­но окон­ча­ние дол­гих лет граж­дан­ских раздо­ров в Рим­ском государ­стве, и поэто­му он име­ет пра­во веч­но носить дубо­вый венок. В пра­вой руке у него — литу­ус (lituus), жезл авгу­ра, с помо­щью кото­ро­го он чита­ет небес­ные пред­зна­ме­но­ва­ния и объ­яв­ля­ет пра­вед­ные вой­ны. На него смот­рит Рома, кото­рая оли­це­тво­ря­ет собой все то, что он объ­еди­нил и спас от ужа­са граж­дан­ской вой­ны. Он сидит рядом с Ромой как рав­ный, это озна­ча­ет, что он тоже бог. Его ноги попи­ра­ют вра­же­ские доспе­хи, что может сим­во­ли­зи­ро­вать недав­нюю победу над вар­ва­ра­ми или слу­жить наме­ком на вер­сию про­ис­хож­де­ние рода Юли­ев от Мар­са через бра­тьев Рому­ла и Рема. Изо­бра­же­ние Авгу­ста — реаль­ный порт­рет исто­ри­че­ско­го лица (это вид­но по кон­ту­ру его глаз), как и пер­со­на­жи под № 7 (Тибе­рий) и № 8 (Друз или Гер­ма­ник).
Усы­нов­лен­ный Авгу­стом пле­мян­ник Тибе­рий, неза­дол­го до того участ­во­вав­ший в воен­ных дей­ст­ви­ях на севе­ре Импе­рии, нена­дол­го вер­нул­ся, а Вик­то­рия нетер­пе­ли­во при­зы­ва­ет его про­дол­жить сра­жать­ся, чтобы снис­кать три­умф.
Одна­ко с ролью это­го пер­со­на­жа не все понят­но. Его колес­ни­ца — это не три­ум­фаль­ная колес­ни­ца. Было бы необыч­но выво­дить для три­ум­фа колес­ни­цу с дву­мя лошадь­ми. Кро­ме того, Тибе­рий одет в тогу. Тога явля­ет­ся сим­во­лом учти­во­сти и мира, а не вой­ны. Воз­мож­но, он соби­ра­ет­ся вме­сте с Авгу­стом участ­во­вать в гада­ни­ях. Тибе­рий схо­дит с колес­ни­цы и из почте­ния к Авгу­сту посвя­ща­ет ему свою победу и отда­ет ему пра­во про­ве­сти три­умф. Если такая интер­пре­та­ция вер­на, то пер­со­наж под № 8 — это либо Друз, либо Гер­ма­ник. Веро­ят­но, к это­му вре­ме­ни Друз уже умер от ран, полу­чен­ных им при паде­нии с лоша­ди. В память о Дру­зе его изо­бра­же­ние мог­ли вклю­чить в ком­по­зи­цию: если при­глядеть­ся, на него с доб­ротой смот­рят почти все осталь­ные пер­со­на­жи. В поль­зу Дру­за гово­рит то, что, во-пер­вых, этот пер­со­наж одет в воен­ную одеж­ду, а рядом под колес­ни­цей, веро­ят­но, его лежит шлем, а во-вто­рых, он отнюдь не слу­чай­но сто­ит рядом с конем. Кро­ме того, в ком­по­зи­ции фигу­ри­ру­ют три созвездия, свя­зан­ные с тре­мя пер­со­на­жа­ми. К Дру­зу отно­сят­ся Близ­не­цы, хотя эта связь и заву­а­ли­ро­ва­на. Если Друз изо­бра­жён здесь живым, гем­ма долж­на была бы быть сде­ла­на в одно вре­мя с откры­ти­ем Алта­ря мира (Ara Pacis) и Алта­ря Авгу­ста, где-то перед 9 г. до н. э., годом смер­ти Дру­за.
Неко­то­рые видят в пер­со­на­же под № 8 Гер­ма­ни­ка, сына Дру­за. Если гем­ма была созда­на в 12 г. н. э. и содер­жит намек на три­умф, кото­рый справ­лял Тибе­рий в честь сво­их побед над гер­ман­ца­ми и пан­нон­ца­ми или побед в каких-то более позд­них вой­нах, доволь­но логич­но пред­по­ло­жить, что юный Гер­ма­ник, родив­ший­ся в 13 г. до н. э., через несколь­ко лет после смер­ти отца стал доста­точ­но зрел для того, чтобы носить доспе­хи и участ­во­вать в воен­ных дей­ст­ви­ях. Август и дру­гие смот­рят на него с какой-то осо­бен­ной доб­ротой. Точ­ка в этом спо­ре не постав­ле­на.
«Гем­ма Авгу­ста» — одно из вели­ко­леп­ней­ших про­из­веде­ний искус­ства и в её осно­ву поло­жен дра­ма­тизм ком­по­зи­ций элли­ни­сти­че­ско­го пери­о­да. Такой утон­чен­ный стиль резь­бы чаще встре­ча­ет­ся в работах, отно­ся­щих­ся к позд­ним годам Авгу­ста и к нача­лу прав­ле­ния Тибе­рия, но, по-види­мо­му, созда­на гем­ма была всё же при Авгу­сте. Август в обра­зе Юпи­те­ра пред­ста­ет перед нами в «Одах» Гора­ция, кото­рый свя­зы­ва­ет с ним надеж­ды на буду­щие победы рим­лян:

Кто, веро­лом­ный, вве­рил себя вра­гам,
Сотрет пуний­цев в новой войне, кто мог
На скру­чен­ных руках покор­но
Узы тер­петь, убо­яв­шись смер­ти.

Не зная, как бы жизнь сох­ра­нить свою,
С вой­ной сме­шал он мир. О, какой позор!
О Кар­фа­ген вели­кий, выше
Стал ты с паде­ньем постыд­ным Рима!»

Жены стыд­ли­вой он поце­луй отверг
И малых деток, ибо лишил­ся прав;
И муже­ст­вен­но взор суро­вый
В зем­лю впе­рил, укре­пить желая,

Душой нетвер­дых, чле­нов сена­та: сам
Им дал совет, не дан­ный дотоль нигде,
Затем — изгнан­ник бес­при­мер­ный -
Быст­ро про­шел меж дру­зей печаль­ных.

А что гото­вил вар­вар-палач ему,
Он знал, конеч­но. Все же раз­дви­нул так
Дру­зей, что вкруг него сто­я­ли,
Всех, что пыта­лись уход замед­лить,

Как буд­то, тяж­бы дол­гие он решив,
Кли­ен­тов спо­ры, суд покидал, спе­ша,
Чтоб путь дер­жать к полям Вен­аф­ра
Или в спар­тан­ский Тарент на отдых.

Гора­ций, Оды, III, 5.


Источники:
© 1996 г. White Star S.r.l.
© 2004 г. Фото, текст: Либерати А. М. Древний Рим: История цивилизации, которая правила миром / А. М. Либерати, Ф. Бурбон; пер. с англ. К. Панас. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004, с. 46.
Photo: Archivio IGDA.
(cc) 2007 г. Описание: http://en.wikipedia.org/wiki/Gemma_Augustea.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи мифология mythologia romana бог нептун нептуна neptunus богиня рома ромы dea roma теллус теллура tellus mater terra портрет портреты портретный портретная имперский император октавиан август октавиана августа imperator octavianus augustus наследник гай цезарь випсаниан g148 caius gaius caesar vipsanianus юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii тиберий i тиберия tiberius оникс двухъярусная композиция торжественная поза мужской ойкумена мир рог изобилия скипетр полководец доспехи полководца обувь лавровый венок шлем щит ребенок младенец мужская женская одежда трон козерог трофеи трофейный столб столп орел литуус жезл авгура авгурский lituus колесница солдат солдаты воин воины легионер легионеры плен пленный пленные варвар варвары пленение женщина старик шляпа шапка