Амуры-ювелиры
Фреска IV стиля. 60—79 гг.Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q) Фото: Альфредо и Пио Фолья

Амуры-ювелиры.

Фреска IV стиля. 60—79 гг.

Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).

Происхождение:
Рас­коп­ки 1894—1895 гг. Три­кли­ний, восточ­ная сте­на.

Описание:
Юве­ли­ры (aurifices). Спра­ва — боль­шая печь. За печью — амур, усерд­но обра­ба­ты­ваю­щий рез­цом боль­шую метал­ли­че­скую чашу; по-види­мо­му, это брон­зо­вая чаша, кото­рую пред­сто­ит инк­ру­сти­ро­вать сереб­ром. (Инк­ру­сти­ро­ван­ная сереб­ром брон­зо­вая чаша была най­де­на при рас­коп­ках в лав­ке, хозя­и­ном кото­рой был negotiator aerarius; см.: Della Corte M. Riv. Indo-Greco-Italica. 1922. 6. P. 104). Вто­рой амур кача­ет мехи, разду­вая огонь, чтобы рас­ка­лить в печи кусок метал­ла, кото­рый он дер­жит в щип­цах. Тре­тий занят у нако­валь­ни, обра­ба­ты­вая молот­ком кусо­чек метал­ла. Рядом с ним — при­ла­вок с тре­мя выдви­ну­ты­ми ящи­ка­ми, на кото­ром сто­ят боль­шие и малень­кие весы. При­шед­шая поку­па­тель­ни­ца обсуж­да­ет с хозя­и­ном вес одно­го укра­ше­ния. За ними — два аму­ра обра­ба­ты­ва­ют на нако­вальне боль­шой кусок метал­ла. Нет ника­ких сомне­ний в том, что эти сце­ны иллю­ст­ри­ру­ют юве­лир­ное дело (см.: Blanchet A. Procès verb, de la Soc. fr. de num. 1899. P. XVI sqq., XLVIII; ср.: Etudes de num. 1901. 2. P. 195 sqq., 224 sqq.; Mau A. Röm Mitt. 1901. 16. S. 109 ff.). Как ни стран­но, но извест­ные уче­ные серь­ез­но ста­ви­ли вопрос так, что здесь, воз­мож­но, идет речь не о юве­лир­ной мастер­ской, а о чекан­ке монет (см.: Röm. Mitt. 1907. 22. S. 198 ff.; Num. Chron. 1922. P. 28 sqq.; Herrmann P. Denkm. der Malerei. S. 37). Спра­ши­ва­ет­ся, что может делать поку­па­тель­ни­ца на монет­ном дво­ре? Мне кажет­ся, что у нас есть все осно­ва­ния счи­тать, что часть сереб­ря­ной посуды, най­ден­ной в Пом­пе­ях, была изготов­ле­на в пом­пей­ских мастер­ских, напри­мер в мастер­ской Лелия Эра­с­та, вла­дель­ца боль­шо­го дома в Пом­пе­ях (см.: CIL. X, 8071, 10, 11; Della Corte M. Neapolis. 1914. II. P. 184). Ср. недав­но рас­ко­пан­ную в Пом­пе­ях мастер­скую гра­ве­ра (caelator) Пина­рия Цери­а­ла (Della Corte M. Riv. Indo-Greco-Italica. 1924. 8. P. 121).

М. И. Ростов­цев

Источники:
© 2002 г. Фото, текст: Помпеи / Под ред. Ф. Коарелли. Слово, Москва, 2002. С. 300—309.
© Фото: Альфредо и Пио Фолья.
© 2000 г. Описание: М. И. Ростовцев. Общество и хозяйство в Римской империи / пер. с нем. И. П. Стребловой. СПб, издательство «Наука», 2000, с. 241, табл. 14, 3.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca римская romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor римский римские помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля настенная роспись фреска фрески дома дом веттиев vi 15 1 веттии domus vettiorum vettii vettius vettia подставка скамеечка для ног scabellum scabillum щипцы клещи крылатый крылатого alatus alata колонна колонны columna крылатая крылатой подушка pulvinus ваза священная повязка священные повязки vitta vittae сиденье sella стул табурет наковальня весы молот с молотом in situ продавец ювелир aurifex aurifices ювелирная мастерская печь покупатель покупательница амуры-ювелиры ювелирная лавка бронзовая чаша кузнечные мехи меха прилавок ювелирное дело взвешивание vi q