Деметра, Персефона и Триптолем
Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Выс. 227 см.
Инв. № 14.130.9.Нью-Йорк, Метрополитен-музей

Деметра, Персефона и Триптолем.

Фрагмент Великих Элевсинских мистерий.
В слепок с оригинального рельефа из Национального музея в Афинах вставлены десять мраморных фрагментов римской копии.
Мрамор, гипс.
Ок. 27 до н. э. — 14 н. э.
Выс. 227 см.
Инв. № 14.130.9.

Нью-Йорк, Метрополитен-музей.

Происхождение:
Сооб­ща­ет­ся о наход­ке в Риме (Richter 1935, pp. 216, 219).
До 1914 г. у Аль­фредо Бар­сан­ти, Рим; при­об­ре­тен у него в 1914 г. Фон­дом Род­жер­са.

Описание:
Сле­ва сто­ит боги­ня пло­до­ро­дия Демет­ра, оде­тая в пеп­лос и гима­тий (плащ) и дер­жа­щая ски­петр. Спра­ва — ее дочь Пер­се­фо­на, жена Аида, бога под­зем­но­го мира. Она оде­та в хитон и гима­тий. Обе про­тя­ги­ва­ют свои пра­вые руки к обна­жен­но­му юно­ше, но уже невоз­мож­но опре­де­лить, что у них в руках. Пред­по­ло­жи­тель­но, маль­чик — это Трип­то­лем, кото­рый был отправ­лен Демет­рой научить людей выра­щи­вать зер­но. На афин­ских вазах того пери­о­да его обыч­но изо­бра­жа­ют в виде боро­да­то­го взрос­ло­го муж­чи­ны, сидя­ще­го в кры­ла­той колес­ни­це, гото­во­го к выпол­не­нию сво­ей циви­ли­за­тор­ской мис­сии. Ори­ги­наль­ный мра­мор­ный рельеф был най­ден в свя­ти­ли­ще Демет­ры в Элев­сине, месте Элев­син­ских мисте­рий, тай­но­го куль­та, извест­но­го в тече­ние всей антич­но­сти.

Наряду с ори­ги­наль­ной гре­че­ской работой сох­ра­ни­лось и боль­шое коли­че­ство рим­ских копий. Здесь десять рим­ских фраг­мен­тов встав­ле­ны в сле­пок с гре­че­ско­го релье­фа. По срав­не­нию с ори­ги­на­лом, испол­не­ние при­чес­ки и дра­пи­ров­ки на копии более чет­кое и соот­вет­ст­ву­ет сти­лю, при­су­ще­му для искус­ства эпо­хи Авгу­ста.


Литература:
Seyffert, Oskar. 1902[1891]. A Dictionary of Classical Antiquities: Mythology, Religion, Literature & Art, 7th edn. p. 177, London: Swan Sonnenscheon and Co., Lim.

Salmi, Mario. 1914. “Architectura Romanica in Mugello”. Bollettino d’ Arte, 8(4): p. 32 n. 6932.

Richter, Gisela M. A. 1935. “A Roman Copy of the Eleusinian Relief”. Bulletin of the Metropolitan Museum of Art, 30(11): pp. 216—20, figs. 1, 3—4.

Art News. 1935. “Reconstructed Copy of Eleusinian Relief at the Metropolitan”. Art News, 34. p. 8.

Metropolitan Museum of Art. 1937. A Guide to the Collections. no. 4, p. 36, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Richter, Gisela M. A. 1937. “A Roman Copy of the Eleusinian Relief”. Archaiologike Ephemeris,: pp. 20—26, figs. 2, 3, pls. 1—4.

Götze, Heinz. 1938. “Die Attischen Dreifigurenreliefs”. Mitteilungen des Deutschen Archäologischen Instituts, Römische Abteilung, 53: pp. 225, 249 (note 2), 251 (note 1).

Metropolitan Museum of Art. 1939. A Guide to the Collections. p. 37, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Schrader, H. 1940. “Agorakritos”. Wiener Jahreshefte, 32: 169 ff.

Lippold, Georg. 1950. “Die griechische Plastik”. Handbuch der Archäologie, Vol. 3, Walter G. A. Otto and Reinhard Herbig, eds. p. 160 n. 5, Munich: Beck.

Richter, Gisela M. A. 1951. Three Critical Periods in Greek Sculpture. p. 42, fig. 75, Oxford.

Richter, Gisela M. A. 1953. Handbook of the Greek Collection. pp. 136, 276, pl. 116a, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Richter, Gisela M. A. 1954. Catalogue of Greek Sculptures. no. 34, pp. 27—28, pl. 32a, Cambridge, Mass.: Harvard University Press.

Dohrn, Tobias. 1957. Attische Plastik vom Tode des Phidias bis zum Wirken der grossen Meister des 4. Jahrhunderts v. Chr. pp. 48, 226, n. 37, Krefeld: Scherpe-Verlag.

Arias, P. E. 1960. “Demetra”. Enciclopedia dell’arte antica, classica e orientale, Vol. 3. p. 64, Rome: Instituto della Enciclopedia Italiana.

Richter, Gisela Marie Augusta. 1960. “Attici e beotici centri e tradizioni”. Enciclopedia Universale dell’Arte, Massimo Pallottino, ed. column 168, Venezia: Istituto per la Collaborazione Culturale.

Budde, Ludwig and Richard Vaughan Nicholls. 1964. A Catalogue of the Greek and Roman Sculpture in the Fitzwilliam Museum, Cambridge. p. 25, n. 3, Cambridge: Fitzwilliam Museum.

Schneider, L. 1973. “Das Grosse Eleusinische Relief und seine Kopien”. Antike Plastik, Vol. 12. pp. 110 ff., Abb. 2, 4, 6, 8, 10, 15—20; Taf. 32, 33b, 34b, 35, 36b-39b, Berlin: Gebr. Mann.

Robertson, Martin and Cambridge University Press. 1975. A History of Greek Art, Vols. 1 and 2. pp. 314, 641, n. 41, Cambridge, England.

Bieber, Margarete. 1977. Ancient Copies: Contributions to the History of Greek and Roman Art. pp. 29, 36, fig. 37, n. 12 (p. 36), New York: New York University Press.

Froning, Heide. 1981. Marmor-Schmuckreliefs mit griechischen Mythen im 1 Jh. v. Chr.: Unterzuchungen zu Chronologie und Funktion. pp. 4, 55, 109, Mainz am Rhein: Verlag Philipp von Zabern.

Ridgway, Brunilde Sismondo. 1981. Fifth Century Styles in Greek Sculpture. p. 141, Princeton: Princeton University Press.

Mayor, A. Hyatt. 1984. Artists & Anatomists. pp. 31—32, fig. 19, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Metropolitan Museum of Art. 1987. Greece and Rome. no. 44, pp. 68—69, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). 1988. Vol. 4: Eros-Herakles. “Demeter”, p. 875, Zürich: Artemis Verlag.

Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). 1994. Vol. 7: Oidipous-Theseus. “Ploutos”, p. 417, no. 13, Zürich: Artemis Verlag.

Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae (LIMC). 1997. Vol. 8: Thespiades-Zodiacus. “Triptolemos”, p. 58, no. 13, pl. 30, Zürich: Artemis Verlag.

Harrison, Evelyn B. 2000. “Eumolpos Arrives in Eleusis”. Hesperia, 69(3): pp. 268—70, 273, figs. 1—2.

Picón, Carlos A. 2007. Art of the Classical World in the Metropolitan Museum of Art: Greece, Cyprus, Etruria, Rome. no. 133, pp. 121, 431, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Mertens, Joan R. 2010. How to Read Greek Vases. pp. 138—39, fig. 47, New York: The Metropolitan Museum of Art.

Источники:
(cc) 2020 г. Фото, текст: The Metropolitan Museum of Art (CC0 1.0).
(cc) 2020 г. Перевод С. И. Сосновского.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие римский римская римские рельеф копия мифология mythologia graeca romana богиня деметра деметры dea demeter персефона персефоны persephone kore kora core триптолем триптолема triptolemus triptolemos церера цереры ceres прозерпина просерпина прозерпины proserpina proserpine мрамор женская одежда прическа мужская обувь сандалия сандалии solea хитон chiton khiton юноша юноши скипетр sceptrum гипс гипсовый слепок завивка завиток факел с факелом гиматий hymation himation крепида крепиды crepida crepidula обнаженный мужчина длинные волосы длинными волосами волнистые волнистая укладка пеплос в пеплосе peplos peplum великие элевсинские мистерии элевсинский элевсинских мистерий таинства sacra eleusinia mysteria eleusina золотой колос инв № 14.130.9