Группа Лаокоона
Мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 1059.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2 Фото: С. И. Сосновский

Группа Лаокоона.

Мрамор.
I в. н. э.
Инв. № 1059.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.

Описание:
Мра­мор­ная груп­па Лао­ко­о­на была най­де­на 14 янва­ря 1506 г. око­ло «Семи хол­мов» на Эскви­лин­ском хол­ме (в рай­оне Золо­то­го дома). В сво­ей «Есте­ствен­ной Исто­рии» (XXXVI, 37), Пли­ний Стар­ший, погиб­ший при извер­же­нии Везу­вия в 79 г. н. э., писал, что эта ста­туя была работой родос­ских скуль­п­то­ров Аге­санд­ра, Афи­но­до­ра и Полидо­ра, нахо­ди­лась во двор­це импе­ра­то­ра Тита и что ей сле­ду­ет отдать пред­по­чте­ние перед все­ми дру­ги­ми изо­бра­же­ни­я­ми это­го сюже­та в живо­пи­си или в брон­зе. Когда ста­туя была най­де­на, ее опо­зна­ли по опи­са­ни­ям антич­ных авто­ров. Юлий II купил ее 23 мар­та 1506 г. и она была достав­ле­на сюда.

Лао­ко­он, жрец Апол­ло­на, и два его сына были стис­ну­ты коль­ца­ми двух змей у под­но­жия алта­ря. Грудь Лао­ко­о­на под­ни­ма­ет­ся и выпя­чи­ва­ет­ся, посколь­ку он без­успеш­но пыта­ет­ся ото­рвать голо­ву змеи, кото­рая соби­ра­ет­ся уку­сить его в бед­ро. Дру­гая змея уже вон­зи­ла свои ядо­ви­тые зубы в бок млад­ше­го сына, кото­рый бес­силь­но в муке оседа­ет, в то вре­мя как стар­ший сын пыта­ет­ся осво­бо­дить­ся от ее колец. Вер­ги­лий подроб­но опи­сы­ва­ет этот эпи­зод (Эне­ида, II 199—233): тро­ян­ский жрец Лао­ко­он пре­до­сте­ре­гал сво­их сооте­че­ст­вен­ни­ков про­тив дере­вян­но­го коня, остав­лен­но­го уехав­ши­ми гре­ка­ми как «под­но­ше­ние Афине», и бро­сил в него свое копье. Это раз­гне­ва­ло Афи­ну, кото­рая посла­ла змей, чтобы убить Лао­ко­о­на. Невер­но истол­ко­вав пред­зна­ме­но­ва­ние, тро­ян­цы не послу­ша­ли пред­у­преж­де­ний Лао­ко­о­на и вта­щи­ли дере­вян­но­го коня в город. Толь­ко Эней понял истин­ное зна­че­ние пред­зна­ме­но­ва­ния и спас себя и свою семью; уехав в Ита­лию, он осно­вал там Лави­ний, а его сын — Аль­ба-Лон­гу. Еще во вре­ме­на Цеза­ря леген­дар­ная тро­ян­ская родо­слов­ная рода Юли­ев исполь­зо­ва­лась в поли­ти­че­ских целях. Август сде­лал леген­ду кра­е­уголь­ным кам­нем сво­ей импе­рии, исполь­зуя ее, чтобы уза­ко­нить свои при­тя­за­ния на трон. Груп­па Лао­ко­о­на, кото­рую Пли­ний видел в импе­ра­тор­ском двор­це, была, веро­ят­но, зака­за­на импе­ра­то­ром в пер­вой поло­вине I в. и изготов­ле­на родос­ски­ми скуль­п­то­ра­ми с брон­зо­во­го ори­ги­на­ла II в. до н. э. Согну­тая пра­вая рука была обна­ру­же­на Людви­гом Пол­ла­ком в 1905 г.; как ока­за­лось, она при­над­ле­жа­ла фигу­ре Лао­ко­о­на и была при­креп­ле­на к ста­туе во вре­мя послед­ней рестав­ра­ции, в 1957—60 гг. Так как зна­че­ние этой скульп­ту­ры не огра­ни­чи­ва­ет­ся ее худо­же­ст­вен­ны­ми досто­ин­ства­ми, но вклю­ча­ет и ее исто­рию, ста­рая рекон­струк­ция Мон­тор­со­ли была сох­ра­не­на в гип­со­вом слеп­ке, кото­рый мож­но увидеть из одно­го из окон Гри­го­ри­ан­ско­го музея.


Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 41—42.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия греческая мифология mythologia graeca лаокоон лаокоонт laocoon скульптурная группа троянская война bellum troianum мрамор змей змея serpens юноша юноши мальчик мальчика мальчики puer обнаженный мужчина статуарная лаокоона статуя смерть гибель и его сыновей детей скульптор агесандр родосский hagesandros hagesandrus agesandros hagesanderus афинодор athanodoros полидор polydoros змеи lao 2 инв № 1059