Группа ЛаокоонаМрамор.
I в. н. э.
Инв. № 1059.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2
Фото: С. И. Сосновский
Мраморная группа Лаокоона была найдена 14 января 1506 г. около «Семи холмов» на Эсквилинском холме (в районе Золотого дома). В своей «Естественной Истории» (XXXVI, 37), Плиний Старший, погибший при извержении Везувия в 79 г. н. э., писал, что эта статуя была работой родосских скульпторов Агесандра, Афинодора и Полидора, находилась во дворце императора Тита и что ей следует отдать предпочтение перед всеми другими изображениями этого сюжета в живописи или в бронзе. Когда статуя была найдена, ее опознали по описаниям античных авторов. Юлий II купил ее 23 марта 1506 г. и она была доставлена сюда.
Лаокоон, жрец Аполлона, и два его сына были стиснуты кольцами двух змей у подножия алтаря. Грудь Лаокоона поднимается и выпячивается, поскольку он безуспешно пытается оторвать голову змеи, которая собирается укусить его в бедро. Другая змея уже вонзила свои ядовитые зубы в бок младшего сына, который бессильно в муке оседает, в то время как старший сын пытается освободиться от ее колец. Вергилий подробно описывает этот эпизод (Энеида, II 199—233): троянский жрец Лаокоон предостерегал своих соотечественников против деревянного коня, оставленного уехавшими греками как «подношение Афине», и бросил в него свое копье. Это разгневало Афину, которая послала змей, чтобы убить Лаокоона. Неверно истолковав предзнаменование, троянцы не послушали предупреждений Лаокоона и втащили деревянного коня в город. Только Эней понял истинное значение предзнаменования и спас себя и свою семью; уехав в Италию, он основал там Лавиний, а его сын — Альба-Лонгу. Еще во времена Цезаря легендарная троянская родословная рода Юлиев использовалась в политических целях. Август сделал легенду краеугольным камнем своей империи, используя ее, чтобы узаконить свои притязания на трон. Группа Лаокоона, которую Плиний видел в императорском дворце, была, вероятно, заказана императором в первой половине I в. и изготовлена родосскими скульпторами с бронзового оригинала II в. до н. э. Согнутая правая рука была обнаружена Людвигом Поллаком в 1905 г.; как оказалось, она принадлежала фигуре Лаокоона и была прикреплена к статуе во время последней реставрации, в 1957—60 гг. Так как значение этой скульптуры не ограничивается ее художественными достоинствами, но включает и ее историю, старая реконструкция Монторсоли была сохранена в гипсовом слепке, который можно увидеть из одного из окон Григорианского музея.