Театральные маски
II в.Инв. № S 392.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей

Театральные маски.

II в.
Инв. № S 392.

Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.

Происхождение:
Рим, Авен­тин, воз­ле церк­ви Сан­та При­с­ка, 1824.
Дар папы Льва XII.

Описание:
Моза­и­ка, най­ден­ная в 1824 г. на терри­то­рии Вино­град­ни­ка Иезу­и­тов (Vigna dei Gesuiti) на Авен­тине, в пере­д­ней части церк­ви Сан­та При­с­ка, на месте терм, пост­ро­ен­ных при импе­ра­то­ре Деции Тра­яне (249—251), была при­об­ре­те­на и поме­ще­на в этом зале при папе Льве XII (1823—1829). Изо­бра­же­ны две мас­ки, при­став­лен­ные к цоко­лю внеш­не­го угла сте­ны; к стене при­став­ле­ны и две флей­ты, от кото­рых на сте­ну пада­ет тень. Жен­ская мас­ка похо­жа на жен­щи­ну с боль­ши­ми гла­за­ми и широ­ко рас­кры­тым ртом; в воло­сах, зави­тых в длин­ные локо­ны, над лбом узлом завя­за­на лен­та. В муж­ской мас­ке внеш­ность под­черк­ну­то кари­ка­тур­на: огром­ный рот, широ­кий при­плюс­ну­тый нос, гла­за навы­ка­те, щеки смор­ще­ны, на голо­ве венок из плю­ща и ягод, укра­шен­ный соглас­но дио­ни­сий­ско­му куль­ту, кото­рый в зна­чи­тель­ной части обя­зан сво­им про­ис­хож­де­ни­ем гре­че­ско­му теат­ру. Мас­ки при­над­ле­жат двум типам «новой комедии», раз­вив­шей­ся в эпо­ху элли­низ­ма: моло­дой жен­щи­ны, печаль­ной из-за сво­их несча­стий, и раба, страш­но­го и насмеш­ли­во­го. Выпол­нен­ная с помо­щью раз­но­цвет­ных мра­мор­ных тес­сер, работа масте­ра, вни­ма­тель­но­го к зна­че­нию игры све­то­те­ни, веро­ят­но слу­жи­ла наполь­ной эмбле­мой в импе­ра­тор­ском зда­нии на Авен­тине.
Счи­та­ет­ся при­над­ле­жа­щей ко II в., воз­мож­но, ко вре­ме­ни Адри­а­на.

Источники:
© 2000 Фото, текст: Musei Capitolini. Comune di Roma. Electa, 2000, p. 57.
Текст (доп.): подпись к мозаике.
Ключевые слова: мозаика рим римская театральные маски театральная комедийная маска музыкальный инструмент музыкальные инструменты флейта авлос венок из плюща и ягод инв № s 392