Аполлон БельведерскийМрамор.
Римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара.
Инв. № 1015.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Аполлона, 2
Фото: С. И. Сосновский
КАБИНЕТ АПОЛЛОНА
Аполлон Бельведерский, римская мраморная копия (ок. 130—140 гг.) греческого бронзового оригинала (ок. 330—320 гг. до н. э.), вероятно работы Леохара, который когда-то стоял на афинской агоре (Павсаний, I, 3, 4). Юлий II перенес эту статую, которая была известна еще в XIV в., из своего дворца около Сан-Пьетро в Винчоли на Бельведерский двор статуй. Руки, удаленные в 1924 г., были изваяны Джованни Анджело да Монторсоли (Giovanni Angelo da Montorsoli) в 1532 г. Бог, «поражающий издалека», держит лук в левой руке, как символ своей роли мстителя. В правой руке, возможно, он держал стрелу, вынутую из колчана. Плащ, драпированный на его плечах и левой руке, подчеркивает его сияющую, юную фигуру, предельно подчеркивая величие и чистоту Аполлоновой плоти. «Боги судили всесильные нам, человекам несчастным, / Жить на земле в огорчениях: боги одни беспечальны» (Гомер, Илиада, 24, 525, пер. Гнедича). Хёльдерлин замечает об этой статуе: «...глаза наблюдают с тихим, вечным светом». Иоганн Иоахим Винкельман писал: «Из всех работ древности, избежавших уничтожения, статуя Аполлона представляет высочайший идеал искусства».