Кревг
Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Инв. № 968.Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 4 Фото: С. И. Сосновский

Кревг.

Антонио Канова (1757—1822).
Мрамор. 1800 г.
Инв. № 968.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 4.

Описание:

PER 2 и 4. Ста­туи Дамок­се­на и Крев­га (Кано­вы)

Кано­ва изва­ял Крев­га в 1801 г., сра­зу после Дамок­се­на, за пла­ту в 2500 цехи­нов за каж­дую ста­тую. Работы Кано­вы частич­но ком­пен­си­ро­ва­ли серь­ез­ные поте­ри, поне­сен­ные Музе­я­ми Вати­ка­на во вре­мя фран­цуз­ской окку­па­ции, когда с 1798 г. Напо­ле­он вывез в Париж боль­шое коли­че­ство про­из­веде­ний искус­ства, почти все вер­нув­ши­е­ся в 1815 г. по усло­ви­ям Толен­тин­ско­го дого­во­ра. Кревг и Дамок­сен были бок­се­ра­ми, кото­рые, соглас­но Пав­са­нию (8, 40, 3—4), дол­гое вре­мя сра­жа­лись на рав­ных, пока Дамок­сен не уда­рил в живот про­тив­ни­ка, вырвав ему киш­ки. В этот момент судья, потря­сен­ный таким звер­ст­вом, дис­ква­ли­фи­ци­ро­вал Дамок­се­на и при­судил победу Крев­гу, уже мерт­во­му.

Invv. 970 e 968;
W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Sammlungen klassischer Altertümer in Rom, I, (4a ed.), Tübingen 1963, 234;
C. Pietrangeli, La provenienza delle sculture dei Musei Vaticani, in Bollettino dei Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, VIII, 1988, p. 156;
A. Zanella, Canova e Roma, in “Itinerari d’arte e cultura-Musei”, pp. 22—23;
AA. VV, Antonio Canova, Venezia 1992, pp. 278—279 n° 131 e p. 274 n° 130.

Джан­до­ме­ни­ко Спи­но­ла

3. Я знаю, что подоб­ным обра­зом посту­пи­ли арги­вяне по отно­ше­нию к Крев­гу, кулач­но­му бой­цу из Эпидам­на: на Немей­ских играх арги­вяне при­суди­ли венок победы уже мерт­во­му Крев­гу, пото­му что бив­ший­ся с ним сира­ку­зя­нин Дамок­сен нару­шил их вза­им­ный дого­вор. Уже насту­пал вечер, когда они при­сту­пи­ли к кулач­но­му бою; и вот они при свиде­те­лях уго­во­ри­лись нано­сить уда­ры друг дру­гу пооче­ред­но. Кулач­ные бой­цы в то вре­мя еще не носи­ли на запя­стьях жест­ких рем­ней*, но сра­жа­лись в мяг­ких рем­нях, при­креп­ляя их под выги­бом руки так, чтобы паль­цы у них оста­ва­лись сво­бод­ны­ми. Эти мяг­кие рем­ни дела­лись из тон­ких полос сырой воло­вьей кожи и пере­пле­та­лись меж­ду собой по како­му-то ста­рин­но­му спо­со­бу. И вот в том слу­чае, о кото­ром я рас­ска­зы­ваю, Кревг опу­стил свой удар на голо­ву Дамок­се­на; в свою оче­редь Дамок­сен при­ка­зал Крев­гу при­под­нять руки, и, когда он это испол­нил, Дамок­сен уда­рил его вытя­ну­ты­ми паль­ца­ми под реб­ра: ввиду кре­по­сти ног­тей и силы уда­ра рука вошла внутрь, и Дамок­сен, схва­тив­шись за внут­рен­но­сти, ото­рвал их и выта­щил нару­жу. Кревг тот­час же испу­стил дух, а арги­вяне за то, что Дамок­сен нару­шил дого­вор и вме­сто одно­го уда­ра вос­поль­зо­вал­ся про­тив сво­его сопер­ни­ка мно­ги­ми**, изгна­ли его. Крев­гу, хотя и умер­ше­му, они при­пи­са­ли победу и поста­ви­ли ему в Арго­се ста­тую, кото­рая еще до мое­го вре­ме­ни сто­я­ла в хра­ме Апол­ло­на Ликей­ско­го.

————————
* Все это место вызы­ва­ет ряд недо­уме­ний. Во-пер­вых, сомни­тель­ные «ост­рые» (?), т. е. жест­кие, рем­ни, при­креп­лен­ные на кисти рук, бес­по­лез­ные для уда­ра. Поэто­му очень удач­на конъ­ек­ту­ра Бен­недор­фа, и тогда пере­вод будет: «не носи­ли жест­ких рем­ней на сги­бе ладо­ней».

** Дамок­сен нанес тоже один удар, но так как он 1) про­су­нул руку внутрь тела про­тив­ни­ка, 2) схва­тил его внут­рен­но­сти, 3) ото­рвал их и 4) выта­щил их, — это было сочте­но за «мно­го» уда­ров.

Пав­са­ний. Опи­са­ние Элла­ды, VIII, 40, 3—4. / Пер. С. П. Кон­дра­тье­ва под ред. Е. В. Ники­тюк. // НИЦ «ЛАДОМИР». М., 2002, т. 2.

Источники:
(сс) 2005 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1986 г. Текст: Guide to the Vatican: Museums and City. Pontifical Monuments, Museums and Galleries. Tipografia Vaticana, p. 43.
© 1996 г. Описание (1): G. Spinola. Guide cataloghi Musei Vaticani, 3. Il Museo Pio Clementino, 1. Città del Vaticano, Roma, 1996, с. 112, кат. №№ PER 2, 4.
© 2018 г. Перевод с итал.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: современная скульптура sculptura антонио канова antonio canova мрамор мужская статуя дамоксен креугас креуг кревгас кревг бокс боксер боксеры поединок битва дамоксена с креугасом скульптор инв № 968