Гоплитодром
Бронза.Тюбинген, Музей Тюбингенского университета
Гоплитодром.
Бронза.
Тюбинген, Музей Тюбингенского университета.
Описание:
В собрании Тюбингенского университета сохранилась бронзовая статуэтка, восходящая, по-видимому, к выдающемуся оригиналу (рис. 21). Она находится еще под непосредственным влиянием архаики. Голова имеет еще условную улыбку, характерную для предыдущей эпохи, условна также трактовка бороды и волос. Но тело этой фигурки обнаруживает полный разрыв с традициями и открывает новые горизонты. Изображен атлет перед бегом со шлемом на голове и со щитом в левой руке (особый род состязания: гоплитодромия). Атлет ждет сигнала, ноги сжатыми пальцами упираются в землю, туловище наклонено вперед, правая рука вытянута, он придерживает дыхание. Это — момент высшего напряжения сил, момент, в который человеческая фигура как бы коченеет, причем, однако, силы движения в скрытом виде накоплены до крайности. Фигура, так сказать, в высшей степени заряжена энергией. Этот момент передан художником не только в физическом виде тела, в напряженности всех его частей до пальцев ног; он выражен и в линиях. Левая нога выставлена вперед, но ей отвечает по своему движению выдвинутое вперед правое плечо. Этот поворот правого плеча намекает уже на следующее мгновение, когда скрытая энергия выльется всей силой в свободное движение вперед. Ибо, делая шаг вперед, мы сначала двигаем одновременно ногу и плечо, потом следует поворот другого плеча, и после этого перемещения направления в верхней части тела происходит следующий шаг другой ногой. Поставив фигуру в описанную «хиастическую» позу, при которой движение правого бедра соответствует движению левого плеча и наоборот, художник указал на то движение, которое сейчас последует после изображенного момента устойчивости. Статуэтка в Тюбингене в смысле моментальности движения является прямым предшественником Дискобола, ибо на ней изображено лишь начало движения, а в Дискоболе уже переходный момент от одного движения к другому. Она предшествует Дискоболу и по схеме ее расположения. Фигура заключена между двумя плоскостями, причем задний фон образует правый бок и правая рука, передний план левый бок и щит. Между этими [с.37] плоскостями расположена в ракурсе грудь, внизу же выступающая одна перед другой нога дает представление о расстоянии между планами. На Дискоболе наблюдается такое же расположение плоскостей и такие же связующие линии между ними. Следует, однако, обратить внимание на то, что Тюбингенская бронза значительно древнее Дискобола.
Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. МИРОН. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923, рис. 21.
Из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt.
Verlag F. Bruckmann A.-G., München.