Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)Инв. № 126371.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах
Дискобол Ланчелотти.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
Дискобол Ланчелотти
Найден в 1781 г. на Вилле Паломбара (Palombara) на Эсквилине.
Икра правой ноги, пальцы левой руки, овальное основание, служащее постаментом, и, возможно, нижняя часть диска подвергались реставрации. Правая рука и левая нога были приделаны заново.
Выс. 155 см (без современного постамента), инв. № 126371.
Статуя известна как «Дискобол Ланчелотти», потому что в течение долгого времени она находилась в частной коллекции этой семьи в Palazzo Lancellotti в Риме. В 1938 г. статуя была приобретена Глиптотекой Мюнхена, где оставалась на протяжении десяти лет; к 1953 г. она поступила в Национальный Римский Музей. Статуя изображает обнажённого молодого атлета, осуществляющего последние действия перед тем как бросить диск. Она предназначена для просмотра справа — это единственная возможность лицезреть все движения атлета. Верх туловища нагнут вперёд и наклонён вправо, в то время как соответствующая рука вытянута вверх и назад и находится в максимальном напряжении, что подчёркивается всей мускулатурой. Его правая, опорная, нога твёрдо зафиксирована на земле — пальцы буквально впились в землю — между тем, как левая отклонена назад, едва касаясь поверхности. Голова следует движениям всего тела и подчёркивает их; волосы на голове короткие и ровно лежат. Прямо надо лбом можно увидеть две шишечки, использованные создателем копии для того, чтобы указать, что эта статуя является репродукцией. Он также добавил подпорку в форме ствола пальмового дерева рядом с левой ногой и подпорку, связывающую пальцы левой руки с икрой правой ноги. Детальный анализ мускулатуры, причёски и выбранной позиции атлета, в застывшей позе в момент выполнения интенсивных действий — всё это говорит в пользу датировки оригинала периодом Строгого стиля; большинство учёных относят эту работу ко времени между 460 и 450 гг. до н. э. В 1781 г., через два года после её обнаружения,
Дискометание — очень древний вид спорта, известный ещё во времена Гомера (Одиссея, VIII, 186 сл.), чьи герои занимались им с каменными дисками. В Классический период — от которого до нас сохранились свидетельства о бронзовых дисках — дискометание было включено в число дисциплин Олимпийского пентатлона (пятиборья) наряду с прыжками в длину, бегом, копьеметанием и борьбой. Основываясь на гемме, с изображением статуи и надписью «Гиакинф», в настоящее время хранящейся в Британском музее, Липпольд (Lippold) привёл аргументы в пользу того, что наша статуя — это спартанский герой, возлюбленный Аполлона, нечаянно убитый им во время дискометания.
Однако наиболее убедительная гипотеза принадлежит Фуксу (Fuchs), согласно которому, Дискобол представляет собой не мифологическую фигуру, а просто атлета, победившего в данной дисциплине, и сделана статуя была соответствии с распространенным в Греции обычаем.
Статуи дискометателей римского периода дошли, по большей части, из вилл, принадлежавших представителям престижного класса nobilitas, и кажется вполне правдоподобным, что «Дискобол Ланчелотти» мог быть в их числе, так как относящаяся ко времени Ренессанса вилла Паломбара (Palombara), где была найдена статуя, была построена на месте римских вилл позднереспубликанского периода.
Брови с острыми краями и чёткие формы сухожилий (частично видимых на руках) позволяют нам датировать копию концом правления Адриана и периодом Антонинов.
W. Fuchs, Die Skulptur der Griechen, Munich, 1969, p. 176 ff. no. 2269;
Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1, Rome, 1979, pp. 184—
W. Hautumm, Die griechische Skulptur, Cologne, 1987, p. 170 ff.;
R. Neudecker, Die Skulpturenausstattung römischer Villen in Italien, Mainz am Rhein, 1988, pp. 60—
A. Giuliano, L’identificazione del discobolo di Mirone, in Scritti in onore di Giuliano Briganti, Milan, 1990, pp. 11—
Standorte, Kontext und Funktion antiker Skulptur, K. Stemmer ed., Catalog of the exhibition (Berlin, November 29 — June 4, 1995), Berlin, 1995, p. 431 f., D 22 (H. Schwarzer).
© Photo: Archivio SAR.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.