Дискобол Ланчелотти
Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)
Инв. № 126371.Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах

Дискобол Ланчелотти.

Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Высота 155 см (без современного постамента)
Инв. № 126371.

Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.

Происхождение:
Най­ден в 1781 г. на Вил­ле Палом­ба­ра на Эскви­лине.

Описание:

Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти

Най­ден в 1781 г. на Вил­ле Палом­ба­ра (Palombara) на Эскви­лине.
Икра пра­вой ноги, паль­цы левой руки, оваль­ное осно­ва­ние, слу­жа­щее поста­мен­том, и, воз­мож­но, ниж­няя часть дис­ка под­вер­га­лись рестав­ра­ции. Пра­вая рука и левая нога были при­де­ла­ны зано­во.
Выс. 155 см (без совре­мен­но­го поста­мен­та), инв. № 126371.

Ста­туя извест­на как «Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти», пото­му что в тече­ние дол­го­го вре­ме­ни она нахо­ди­лась в част­ной кол­лек­ции этой семьи в Palazzo Lancellotti в Риме. В 1938 г. ста­туя была при­об­ре­те­на Глип­то­те­кой Мюн­хе­на, где оста­ва­лась на про­тя­же­нии деся­ти лет; к 1953 г. она посту­пи­ла в Нацио­наль­ный Рим­ский Музей. Ста­туя изо­бра­жа­ет обна­жён­но­го моло­до­го атле­та, осу­ществ­ля­ю­ще­го послед­ние дей­ст­вия перед тем как бро­сить диск. Она пред­на­зна­че­на для про­смот­ра спра­ва — это един­ст­вен­ная воз­мож­ность лице­зреть все дви­же­ния атле­та. Верх туло­ви­ща нагнут впе­рёд и нак­ло­нён впра­во, в то вре­мя как соот­вет­ст­ву­ю­щая рука вытя­ну­та вверх и назад и нахо­дит­ся в мак­си­маль­ном напря­же­нии, что под­чёр­ки­ва­ет­ся всей муску­ла­ту­рой. Его пра­вая, опор­ная, нога твёр­до зафик­си­ро­ва­на на зем­ле — паль­цы бук­валь­но впи­лись в зем­лю — меж­ду тем, как левая отк­ло­не­на назад, едва каса­ясь поверх­но­сти. Голо­ва сле­ду­ет дви­же­ни­ям все­го тела и под­чёр­ки­ва­ет их; воло­сы на голо­ве корот­кие и ров­но лежат. Пря­мо надо лбом мож­но увидеть две шишеч­ки, исполь­зо­ван­ные созда­те­лем копии для того, чтобы ука­зать, что эта ста­туя явля­ет­ся реп­ро­дук­ци­ей. Он так­же доба­вил под­пор­ку в фор­ме ство­ла паль­мо­во­го дере­ва рядом с левой ногой и под­пор­ку, свя­зы­ваю­щую паль­цы левой руки с икрой пра­вой ноги. Деталь­ный ана­лиз муску­ла­ту­ры, при­чёс­ки и выбран­ной пози­ции атле­та, в застыв­шей позе в момент выпол­не­ния интен­сив­ных дей­ст­вий — всё это гово­рит в поль­зу дати­ров­ки ори­ги­на­ла пери­о­дом Стро­го­го сти­ля; боль­шин­ство учё­ных отно­сят эту работу ко вре­ме­ни меж­ду 460 и 450 гг. до н. э. В 1781 г., через два года после её обна­ру­же­ния, Дж. Б. Вис­кон­ти пред­ло­жил счи­тать «ста­тую Лан­че­лот­ти» копи­ей брон­зо­во­го Дис­ко­бо­ла, кото­ро­го антич­ные авто­ры (Квин­ти­ли­ан, Об ора­тор­ском искус­стве, II, 13, 8) при­пи­сы­ва­ют Миро­ну, гре­че­ско­му скуль­п­то­ру из Элев­тер, что на гра­ни­це меж­ду Атти­кой и Бео­ти­ей, кото­рый осо­бен­но про­сла­вил­ся изо­бра­же­ни­я­ми атле­тов и живот­ных в кри­ти­че­ский момент дви­же­ния и изва­ян­ных, соглас­но источ­ни­кам, в мане­ре, почти пре­вос­хо­див­шей реаль­ность (ср. Пли­ний, Есте­ствен­ная исто­рия, XXXIV, 58), где автор хва­лит veritas и symmetria скуль­п­то­ра). По этой при­чине работы Миро­на высо­ко цени­лись рим­ски­ми кол­лек­ци­о­не­ра­ми, что под­твер­жда­ет­ся при­сут­ст­ви­ем в сто­ли­це и дру­гих при­пи­сы­вае­мых ему зна­ме­ни­тых тво­ре­ний — таких, как скульп­тур­ная груп­па «Афи­на и Мар­сий» и «Пер­сей». Кро­ме наи­бо­лее извест­но­го «Дис­ко­бо­ла Лан­че­лот­ти» в Риме было ещё несколь­ко копий Дис­ко­бо­ла. Здесь нуж­но упо­мя­нуть одну копию из импе­ра­тор­ской вил­лы в Кастель­пор­ци­а­но и две из Вил­лы Адри­а­на.

Дис­ко­ме­та­ние — очень древ­ний вид спор­та, извест­ный ещё во вре­ме­на Гоме­ра (Одис­сея, VIII, 186 сл.), чьи герои зани­ма­лись им с камен­ны­ми дис­ка­ми. В Клас­си­че­ский пери­од — от кото­ро­го до нас сох­ра­ни­лись свиде­тель­ства о брон­зо­вых дис­ках — дис­ко­ме­та­ние было вклю­че­но в чис­ло дис­ци­плин Олим­пий­ско­го пен­тат­ло­на (пяти­бо­рья) наряду с прыж­ка­ми в дли­ну, бегом, копье­ме­та­ни­ем и борь­бой. Осно­вы­ва­ясь на гем­ме, с изо­бра­же­ни­ем ста­туи и над­пи­сью «Гиа­кинф», в насто­я­щее вре­мя хра­ня­щей­ся в Бри­тан­ском музее, Лип­польд (Lippold) при­вёл аргу­мен­ты в поль­зу того, что наша ста­туя — это спар­тан­ский герой, воз­люб­лен­ный Апол­ло­на, неча­ян­но уби­тый им во вре­мя дис­ко­ме­та­ния.

Одна­ко наи­бо­лее убеди­тель­ная гипо­те­за при­над­ле­жит Фук­су (Fuchs), соглас­но кото­ро­му, Дис­ко­бол пред­став­ля­ет собой не мифо­ло­ги­че­скую фигу­ру, а про­сто атле­та, победив­ше­го в дан­ной дис­ци­плине, и сде­ла­на ста­туя была соот­вет­ст­вии с рас­про­стра­нен­ным в Гре­ции обы­ча­ем.

Ста­туи дис­ко­ме­та­те­лей рим­ско­го пери­о­да дошли, по боль­шей части, из вилл, при­над­ле­жав­ших пред­ста­ви­те­лям пре­стиж­но­го клас­са nobilitas, и кажет­ся вполне прав­до­по­доб­ным, что «Дис­ко­бол Лан­че­лот­ти» мог быть в их чис­ле, так как отно­ся­ща­я­ся ко вре­ме­ни Ренес­сан­са вил­ла Палом­ба­ра (Palombara), где была най­де­на ста­туя, была пост­ро­е­на на месте рим­ских вилл позд­не­рес­пуб­ли­кан­ско­го пери­о­да.

Бро­ви с ост­ры­ми кра­я­ми и чёт­кие фор­мы сухо­жи­лий (частич­но види­мых на руках) поз­во­ля­ют нам дати­ро­вать копию кон­цом прав­ле­ния Адри­а­на и пери­о­дом Анто­ни­нов.

Бру­нел­ла Джер­ми­ни (Brunella Germini)

Литература:
G. Lippold, Handbuch der Archäologie, III, 1, Munich, 1950, p. 137, pl. 48, 1. 2;
W. Fuchs, Die Skulptur der Griechen, Munich, 1969, p. 176 ff. no. 2269;
Museo Nazionale Romano, Le sculture, A. Giuliano ed., I, 1, Rome, 1979, pp. 184—186, no. 120 (D. Candilio);
W. Hautumm, Die griechische Skulptur, Cologne, 1987, p. 170 ff.;
R. Neudecker, Die Skulpturenausstattung römischer Villen in Italien, Mainz am Rhein, 1988, pp. 60—64;
A. Giuliano, L’identificazione del discobolo di Mirone, in Scritti in onore di Giuliano Briganti, Milan, 1990, pp. 11—19, p. 11 ff.;
Standorte, Kontext und Funktion antiker Skulptur, K. Stemmer ed., Catalog of the exhibition (Berlin, November 29 — June 4, 1995), Berlin, 1995, p. 431 f., D 22 (H. Schwarzer).

Источники:
© 2005 г. Museo Nazionale Romano. Palazzo Massimo alle Terme. English Edition. Edited by Adriano La Regina. Electa, 2005 (First Edition 1998), pp. 130—131.
© Photo: Archivio SAR.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия статуя статуи statua statuae паросский мрамор с оригинала мирона дискобола эфеб атлет юноша спорт спортсмен диск дискобол дискофор метание диска мирон ланчелотти ланчеллотти lancellotti инв № 126371