Ваза Портланд
Стекло.Лондон, Британский музей

Ваза Портланд.

Стекло.

Лондон, Британский музей.

Происхождение:
Най­де­на близ Рима.

Описание:
[с.240] Ими­та­ция в стек­ле рельеф­ных изо­бра­же­ний, выре­зан­ных на мно­го­слой­ных кам­нях, тре­бо­ва­ла, еще до нача­ла резь­бы, одной пред­ва­ри­тель­ной опе­ра­ции: свар­ки воеди­но двух или несколь­ких сло­ев стек­ла раз­лич­ных цве­тов. Толь­ко при этом усло­вии мож­но было достиг­нуть кра­соч­ных эффек­тов насто­я­щей камеи. Для этой цели стек­лян­ное изде­лие (вазу или пла­стин­ку) погру­жа­ли в жид­кую стек­лян­ную мас­су дру­го­го цве­та, кото­рая облеп­ля­ла основ­ной стек­лян­ный слой с внеш­ней его сто­ро­ны. После осты­ва­ния оба слоя ока­зы­ва­лись креп­ко спа­ян­ны­ми друг с дру­гом и мог­ли под­верг­нуть­ся обра­бот­ке рез­цом. Обыч­но ниж­ний слой дела­ли из тем­но-сине­го или корич­не­во­го стек­ла, а верх­ний — из мато­во-бело­го или жел­то­ва­то­го стек­ла.
При резь­бе спер­ва наме­ча­ли кон­ту­ры буду­ще­го изо­бра­же­ния на верх­нем слое и затем выби­ра­ли все части верх­не­го слоя меж­ду фигу­ра­ми, обна­жая здесь ниж­ний тем­ный слой стек­ла. После это­го обыч­ны­ми при­е­ма­ми резь­бы по кам­ню обра­ба­ты­ва­ли изо­бра­же­ние, при­да­вая ему раз­лич­ный, смот­ря по худо­же­ст­вен­ным зада­ни­ям, рельеф.
Создан­ные в этой тех­ни­ке вазы были насто­я­щи­ми худо­же­ст­вен­ны­ми про­из­веде­ни­я­ми, как это мож­но видеть по сох­ра­нив­шим­ся до наших дней немно­го­чис­лен­ным образ­цам. Луч­шим из них счи­та­ет­ся так назы­вае­мая ваза Порт­ланд, най­ден­ная близ Рима и хра­ня­ща­я­ся в Бри­тан­ском музее (рис. 94). Это неболь­шая амфо­ра из тем­но-сине­го с крас­ным отли­вом стек­ла и с фигур­ным изо­бра­же­ни­ем мифо­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра, выре­зан­ным из молоч­но-бело­го верх­не­го слоя вазы. Высота релье­фа места­ми дости­га­ет 5 см, места­ми же так мала, что почти неза­мет­на на ощупь. Бла­го­да­ря этим гра­да­ци­ям релье­фа, синий слой вазы в неко­то­рых частях изо­бра­же­ния про­све­чи­ва­ет сквозь верх­ний белый слой и при­да­ет моде­ли­ров­ке фигур осо­бую мяг­кость и неж­ность.

Источники:
© Рисунок, текст: Эллинистическая техника. Сб. статей под ред. акад. И. И. Толстого. М.—Л., 1948, с. 241, рис. 94.
Ключевые слова: стекло ваза портланд инв № 1945 0927 1