Происхождение:
Поступление: до 1859 г.
Приобретена у автора в 1798 г.
Описание:
Группа упоминается впервые среди скульптуры, приобретенной в Италии для строящегося Михайловского замка, привезена в Петербург в июне 1798 г. Как и парная композиция «
Диана и Эндимион», она была оценена в 10
000 рублей и предназначалась «для гобленской Галереи» в Михайловском замке (РГИА, фонд 1239, опись 1239, опись 3, часть 109, дело 53246, л. 247). Отсюда можно заключить, что скорее всего группа была создана в 1797—
1798 гг. В 1801 г. А. фон Коцебу упоминает рассматриваемую группу как стоящую рядом с парной в Галерее Лаокоона в Михайловском замке. Немецкий писатель считал ее копией Пачетти с оригинала Кановы. Эти же сведения повторяет Х. фон Реймерс.
В 1803 г. «Амур и Психея», как и вся скульптура из Михайловского замка, была перевезена в Таврический дворец (РГИА, фонд 470, опись 2 (133/567), дело 7, л. 5 N 20, л. 66 оборот N 99). Судя по всему, около 1850 г. группа была установлена в вестибюле Зимнего дворца. Н. Врангель, опубликовавший скульптуру, ошибочно относит ее исполнение ко времени около 1810 г. В данной группе скульптору особенно удалась фигура Психеи, высеченная из отдельного блока мрамора.
Литература:
A. von Kozebue. Das merkwürdigste Jahr meines Lebens. Bd. 2. Berlin, 1801, s. 201; H. von Reimers, St. Petersburg am Ende seines ersten Jahrhunderts. Bd. 2. St. Petersburg und Penig, 1805, s. 111; Н.Н Врангель. История скульптуры. История русского искусства. Т. В. М., б.г., с. 280; G. Hubert. La sculpture dans l’Italie napoléonienne. Paris, 1964, p. 371; S. Androsov. Da Pietro I a Paolo I. Mecenati russi e scultori italiani nel XVIII secolo. In: Canova all’ Ermitage. Le sculture del museo di San Pietroburgo. Venezia, 1991, p. 36; Ю. М. Пирютко. Братья Трискорни. В книге: Невский архив. историко-краеведческий сборник, 1993, с. 162.
Источники:
(сс) 2005 г. Фото:
С. И. Сосновский (
CC BY-SA 4.0).
© 1996 г. Текст: I Marmi degli Zar. Gli scultori carraresi all’Ermitage e a Petergof. Edizioni CHARTA, Milano. P. 221.