Два атлета с копьями
Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 44.3 см.
Инв. № Б. 1550 (Ст. 1605, Б. 609).Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Два атлета с копьями.

Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 44.3 см.
Инв. № Б. 1550 (Ст. 1605, Б. 609).

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Частная коллекция, Кампана.
Происхождение:
Неиз­вест­но; из собра­ния Кам­па­на, при­об­ре­тён­но­го в 1862 г.

Описание:
Сто­ро­на A: Изящ­ная, гар­мо­нич­ная «вазо­вая» ком­по­зи­ция, изо­бра­жаю­щая двух атле­тов, гото­вя­щих­ся мет­нуть копья. Они прак­ти­че­ски сим­мет­рич­ны. Атлет сле­ва пово­ра­чи­ва­ет голо­ву вле­во, а атлет спра­ва впра­во. Два копья, кото­рые дер­жит в пра­вой руке атлет спра­ва, фор­ми­ру­ют разде­ли­тель­ную линию и делят про­стран­ство изо­бра­же­ния на две поло­ви­ны. Пенис атле­та спра­ва завя­зан или застег­нут фибу­лой[1]. С помо­щью добав­ле­ния эффек­та сколь­же­ния, очень хоро­шо пока­за­ны муску­ла­ту­ра, боль­шая бер­цо­вая кость и над­ко­лен­ная чашеч­ка. Атлет сле­ва про­де­ва­ет паль­цы в анки­лу (ankyle) или пет­лю для мета­ния[2], и гото­вит­ся под­нять копье для брос­ка. Ноги и ступ­ни так­же рас­по­ло­же­ны иден­тич­но. Паль­цы ног, нахо­дя­щих­ся с внеш­них сто­рон, изо­бра­же­ны во фронт.

Сто­ро­на B: Два сати­ра. Соглас­но Дж. Д. Биз­ли, это одна из пер­вых работ Масте­ра Клео­фра­да. На вазе есть над­пись.

D. Vanhove

ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

[1]В исто­рии чело­ве­че­ства суще­ст­во­ва­ли куль­ту­ры с тра­ди­ци­ей «пря­тать» голов­ку поло­во­го чле­на. Так, напри­мер, гре­ки не сты­ди­лись сво­ей наготы, одна­ко счи­та­лось непри­лич­ным, если голов­ку поло­во­го чле­на не пок­ры­ва­ла край­няя плоть. Более того, в Древ­ней Гре­ции счи­та­лось непри­лич­ным пуб­лич­но обна­жить голов­ку поло­во­го чле­на. Для того, чтобы это­го не про­изо­шло, край­няя плоть засте­ги­ва­лась спе­ци­аль­ным при­спо­соб­ле­ни­ем — фибу­лой, от кото­ро­го про­изо­шло сло­во инфи­бу­ля­ция (зак­ры­тие край­ней пло­ти). Инфи­бу­ля­ция была широ­ко рас­про­стра­не­на в антич­ном мире. Сущ­ность мани­пу­ля­ции зак­лю­ча­ет­ся в том, что в край­ней пло­ти про­де­лы­ва­лись отвер­стия, через кото­рые про­во­ди­лись спе­ци­аль­ные защел­ки, кото­рые выпол­ня­лись из желе­за, брон­зы, сереб­ра или золота.
(http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4726)

[2]В месте, где копье дер­жит атлет, оно име­ло пет­лю из тон­ко­го ремеш­ка, в кото­рую вкла­ды­ва­лись ука­за­тель­ный и сред­ний паль­цы. Эта тех­ни­ка явно обес­пе­чи­ва­ла более даль­ний бро­сок, чем при нынеш­нем захва­те копья ладо­нью. Опыт, про­де­лан­ный в XIX веке, пока­зал, что хоро­шо тре­ни­ро­ван­ный мета­тель с помо­щью такой пет­ли может более чем вдвое уве­ли­чить даль­ность поле­та копья.
(http://azartmsl.com.ua/?action=paper&paper=2003.12.23-51.325&article=18)

...копье с кожа­ной пет­лей, обмотан­ной вокруг копья; пет­ля не толь­ко повы­ша­ла ско­рость мета­ния, но и зак­ру­чи­ва­ла копье вокруг сво­ей оси, ста­би­ли­зи­руя полет...
(http://www.irc-club.ru/faq/anticsport.html)


Литература:
J. D. Beazley, Der Kleophrades-Maler (Berlin, 1933) p. 14, Id., ARV2 (Oxford, 1963) no. 19 p. 184. А. А. Пере­доль­ская, Крас­но­фи­гур­ные атти­че­ские вазы (Ленин­град, 1967) № 29 с. 35, илл. XX, XXI, 1 и CLXVIII, 5.

Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Olympism in antiquity. Olympic Museum Lausanne. Bertelsmann UFA. Industria Gráfica S. A. Barcelona, 1993, p. 101 cat. no. 44.
© Фото — M. Verhasselt (Brussels-Dilbeek).
© 1993 — Comité International Olympique.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas два атлета с копьями краснофигурная амфора аттика мастер клеофрада клеофрад эфеб атлет спорт спортсмен копье копьеметание метание копья завязанный застегнутый пенис инфибуляция ankyle анкила петля для метания на инв № б 1550 ст 1605 609