Фибула из гробницы Бернардини с многофигурным щитком. Деталь
Золото. VII в. до н. э.Общие размеры: длина — 0,17 м, ширина — 0,07 м.Рим, Музей Пигорини
Фибула из гробницы Бернардини с многофигурным щитком. Деталь.
Золото. VII в. до н. э.
Общие размеры: длина — 0,17 м, ширина — 0,07 м.
Общие размеры: длина — 0,17 м, ширина — 0,07 м.
Рим, Музей Пигорини.
Описание:
В VII веке до н. э. в этрусских городах широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармонии, украшались различными орнаментальными и фигурными композициями. Особенно богаты ювелирными произведениями из золота погребения [с.68] этрусков вблизи Черветери и Пренесты (Палестрины). Гробницы Реголини-Галасси и Бернардини дали ценнейший материал не только историкам, но и искусствоведам. Золотая бляха из гробницы Бернардини в Пренесте украшена реальными животными и фантастическими чудовищами — львами, сиренами, химерами. Исполняя детали их небольших фигурок, ювелир применял сложную, только начинавшую появляться в торевтике того времени технику мелких капелек золота — грануляции. На поверхности размерами 17×7 см искусный золотых дел мастер разместил сто тридцать фигурок, использовав высокий рельеф в изображении зверей: они отбрасывают глубокие тени, и это придает золотому листу вид тяжелого украшения (ил. 39). Технические приемы в этрусской торевтике VII века до н. э. различны. Иногда создаются сложные светотеневые эффекты и повышается впечатление массивности предмета, порой используется грануляция для нанесения на плоский лист слегка выступающих над [с.70] поверхностью узоров или сюжетных сцен. Если золотая бляха из Пренесты служит образцом первого, объемно-пластического принципа украшения золотых изделий, то два браслета из Тарквинии — пример второго, плоскостно-графического.
Источники:
© Фото, текст: Г. И. Соколов. Искусство этрусков. М., Изд-во «Искусство», 1990, с. 68, ил. 39.