Статуя, т. н. «Молящийся мальчик»
Бронза. Ок. 300 г. до н. э.Высота 128 см.Берлин, Государственные музеи
Статуя, т. н. «Молящийся мальчик».
Бронза. Ок. 300 г. до н. э.
Высота 128 см.
Высота 128 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Найдена в нач. XVI в. в Греции.
Описание:
Стоящая фигура обнаженного мальчика с воздетыми к небу руками, известная под названием «Молящийся мальчик», принадлежит к числу самых популярных произведений берлинского собрания. Ее историю можно проследить, начиная с эпохи Возрождения. Найденная в начале XVI века в Греции, статуя была вывезена в Италию, и в 1586 году в составе коллекции патриарха Аквилия Джованни Гримани была подарена городу Венеции. Оттуда она попала во владение министра финансов Франции — Никола Фуке. В 1717 году ее продали принцу Евгению Савойскому за 18 тысяч франков, после его смерти статуя досталась принцу Венцелю Лихтенштейну, который продал ее за пять тысяч талеров прусскому императору Фридриху II. В XVI веке у статуи, которую тогда называли Ганимедом, или Меркурием, руки еще не были реконструированы, вероятно, реставрационную работу нужно отнести ко времени ее нахождения у Фуке. Можно предполагать, что тогда же была очищена поверхность статуи. В настоящее время у статуи восстановлены не только руки, но и плинт. Мальчик стоит, отставив назад правую ногу, слегка откинув голову; взгляд его пустых, утративших инкрустацию глазниц устремлен вверх. Возможно, что статуя является жертвенным даром в знак победы на состязании по атлетике среди мальчиков. Строгая замкнутая композиция и развитая пластика свидетельствуют о принадлежности произведения к последнему периоду классического искусства, а мягкие округлые формы тела напоминают приемы Праксителя. Так же, как статуи Праксителя, «Молящийся мальчик» рассчитан на рассмотрение спереди. Скульптор следует методу Праксителя и в живописной обработке формы, и в передаче определенного интимного настроения. Зрителя покоряет удивительное богатство оттенков душевной жизни героя: особая одухотворенность, почти экстатическое состояние этого юного существа передается певучестью линий, напряженной устремленностью ввысь.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 65.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 65.
Фотограф Г. Мурза.