Молодая женщина в шляпке и с веером
Глина. Ок. 320 г. до н. э.
Высота 34 см.
Берлин, Государственные музеи

Молодая женщина в шляпке и с веером.

Глина. Ок. 320 г. до н. э.
Высота 34 см.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Откры­тие сто лет тому назад антич­ных захо­ро­не­ний Тана­г­ры (Бео­тия) дало огром­ное коли­че­ство нахо­док, сре­ди них широ­кую извест­ность при­об­ре­ли гра­ци­оз­ные фигур­ки моло­дых жен­щин, к кото­рым при­ня­то отно­сить поня­тие «тана­г­ры». Неболь­шие ста­ту­эт­ки из обо­жжен­ной гли­ны — тер­ра­ко­ты — фор­мо­ва­лись в мат­ри­цах, затем места­ми обра­ба­ты­ва­лись спе­ци­аль­ной лопа­точ­кой — шпа­те­лем, а отдель­ные дета­ли при­креп­ля­лись в кон­це работы. Окрас­ка фигур­ки на белом грун­те хоро­шо сох­ра­ни­лась: свет­ло-голу­бой цвет хито­на, пла­ща и вее­ра, широ­кая золотая кай­ма на пла­ще и узкая золотая обвод­ка вее­ра, крас­ный цвет шля­пы созда­ют изыс­кан­ный коло­рит. Тер­ра­ко­то­вые ста­ту­эт­ки игра­ли важ­ную роль в куль­то­вых цере­мо­ни­ях и повсе­днев­ной жиз­ни Древ­ней Гре­ции. В каче­стве при­но­ше­ний богам их дари­ли в хра­мы и свя­ти­ли­ща, кла­ли в погре­бе­ния рядом с покой­ным. Часто они слу­жи­ли дет­ски­ми игруш­ка­ми или укра­ше­ни­ем ком­нат. Мел­кая пла­сти­ка сти­ли­сти­че­ски была близ­ка мону­мен­таль­ной скульп­ту­ре сво­его вре­ме­ни и созда­ва­лась в тех же мастер­ских, так назы­вае­мых коро­пла­стах. Скром­ные худож­ни­ки, работав­шие в тер­ра­ко­те, несо­мнен­но, вдох­нов­ля­лись твор­че­ст­вом сво­их вели­ких совре­мен­ни­ков — Лисип­па и осо­бен­но Пра­к­си­те­ля, гар­мо­ни­че­ское искус­ство кото­ро­го про­ник­ну­то глу­бо­ким инте­ре­сом к душев­но­му состо­я­нию чело­ве­ка. Малень­кие ста­ту­эт­ки поко­ря­ют оба­я­ни­ем жен­ст­вен­но­сти и лири­че­ской кра­сотой обра­за, сво­ей осо­бой замкну­то­стью и интим­но­стью. Ста­ту­эт­ка, изо­бра­жаю­щая моло­дую жен­щи­ну, заку­тан­ную в плащ, вобра­ла луч­шие чер­ты тана­гр­ской скульп­ту­ры. Пла­сти­че­ская закон­чен­ность, сво­бод­ный раз­во­рот в про­стран­стве и мяг­кая, живо­пис­ная трак­тов­ка форм при­да­ют ей осо­бую лег­кость. Это­му впе­чат­ле­нию лег­ко­сти и гра­ци­оз­ной гиб­ко­сти форм спо­соб­ст­ву­ет рас­крас­ка в неж­но-голу­бых и золо­ти­стых тонах.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 64.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие терракота глина танагра танагрская статуэтка молодая женщина в шляпке и с веером женский головной убор женская шляпка веер хитон плащ краска раскраска