Раненая амазонка
Мрамор.Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.Берлин, Государственные музеи
Раненая амазонка.
Мрамор.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Римская копия с бронзовой статуи Кресилая ок. 430 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
Описание:
Лишь очень немногие подлинные произведения знаменитых греческих скульпторов, имена которых нам известны по письменным источникам, дошли до нашего времени. Знания об искусстве Древней Греции были бы далеко не полными, если бы мы не обладали многочисленными римскими копиями, дающими представление о работах великих греческих мастеров. Римляне любили искусство древних эллинов и стремились обладать лучшими произведениями. Они собирали греческие статуи, выполненные в мраморе или бронзе, помещали их в своих дворцах и домах, заказывали с них копии, украшали ими виллы, сады, бани. Изготовление копий получило широкое развитие в первые два столетия императорского Рима. Раненая амазонка в собрании Берлинских музеев также является копией греческого подлинника. У Плиния мы можем прочесть о том, что бронзовый оригинал этой статуи некогда находился в святилище Артемиды Эфесской вместе с тремя другими статуями амазонок V века до н. э. и что все они были созданы в творческом соревновании четырьмя скульпторами: Поликлетом, Фидием, Кресилаем и Фрадмоном. Так возникли в Эфесе четыре очень похожие статуи. Однако, руководствуясь описанием их пластических особенностей, исследователи полагают, что данная статуя является копией работы Кресилая. Амазонка изображена в позиции шага, но она не шагает, а стоит неподвижно, опираясь левой рукой о пилястр. Мотив боковой опоры оказался необходимым для передачи классического «движения в состоянии покоя».
Удивительная тектоничность господствует во всей статуе, особенно в передаче одежды. Амазонка одета в хитон, подпоясанный крест-накрест. Со всех четырех сторон статуи повторяется один и тот же мотив: в середине и по краям прямые складки хитона соединены волнами изгибающихся складок. От этого фигура амазонки кажется медленно опускающейся книзу. Высоко поднятая правая рука, под которой зияет рана, еще усиливает ощущение тяжести. Только такими средствами мог передать древнегреческий мастер физическое страдание, в то время как прекрасное лицо амазонки мужественно и величественно-спокойно.
Удивительная тектоничность господствует во всей статуе, особенно в передаче одежды. Амазонка одета в хитон, подпоясанный крест-накрест. Со всех четырех сторон статуи повторяется один и тот же мотив: в середине и по краям прямые складки хитона соединены волнами изгибающихся складок. От этого фигура амазонки кажется медленно опускающейся книзу. Высоко поднятая правая рука, под которой зияет рана, еще усиливает ощущение тяжести. Только такими средствами мог передать древнегреческий мастер физическое страдание, в то время как прекрасное лицо амазонки мужественно и величественно-спокойно.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 61.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 61.
Фотограф Г. Мурза.