Богиня, сидящая на троне (Персефона?)
Паросский мрамор.Ок. 480 г. до н. э.
Высота 151 см.Берлин, Государственные музеи
Богиня, сидящая на троне (Персефона?).
Паросский мрамор.
Ок. 480 г. до н. э.
Высота 151 см.
Ок. 480 г. до н. э.
Высота 151 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Из греческого святилища в Таренте.
Описание:
Богиня, изваянная греческим скульптором в Южной Италии, то есть на территории Великой Греции, находилась в свое время в греческом святилище в Таренте. Она одета в длинный хитон с мелкими складками, гиматий и накидку, спускающуюся на спину и плечи. Ноги ее, обутые в ременные сандалии на тонкой подошве, покоятся на скамеечке. Богиня сидит на троне с прямой спинкой и подлокотниками в торжественной, полной достоинства позе. Подушка на сиденье и спинка трона подчеркивают ее строгую фронтальность. Волосы богини сдерживаются головным убором в виде чепца, завитки волос, откинутые за уши, обрамляют лоб и виски, спускаются с обеих сторон на грудь и плечи. Голова увенчана диадемой, в которую первоначально были вставлены, как можно судить по следам отверстий в мраморе, металлические украшения. Отверстия в мочках ушей служили для подвески металлических серег. Какая именно богиня здесь изображена, можно в известной мере предполагать, сравнив ее с терракотовой формой, найденной также в Таренте. Эта форма — точное повторение нашей мраморной статуи. Вероятно, она держала в руках (ныне утраченных) фиалу и нечто вроде алабастрона. Так как в Южной Италии фиала нередко встречается при изображении Персефоны, то и здесь скорее всего мы имеем изваяние богини подземного царства.
Образное решение статуи прекрасно передают пластические приемы строгого стиля. Разумность, равновесие и мера определили особенности развития классического греческого искусства ранней поры. Еще по-архаически ровно спадают складки одежды, однако духовный облик богини отличается удивительной законченностью: если внимательно вглядеться в ее профиль, то становится видно, какая возвышенная печаль и глубокая мудрость исходят от этой статуи и как хорошо неизвестный скульптор передал состояние ясной и светлой думы, в которую погружена богиня.
Образное решение статуи прекрасно передают пластические приемы строгого стиля. Разумность, равновесие и мера определили особенности развития классического греческого искусства ранней поры. Еще по-архаически ровно спадают складки одежды, однако духовный облик богини отличается удивительной законченностью: если внимательно вглядеться в ее профиль, то становится видно, какая возвышенная печаль и глубокая мудрость исходят от этой статуи и как хорошо неизвестный скульптор передал состояние ясной и светлой думы, в которую погружена богиня.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 59.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 59.
Фотограф Г. Мурза.