Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи

Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.

(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.

Берлин, Государственные музеи.

Описание:
Одним из важ­ней­ших источ­ни­ков наше­го зна­ком­ства с искус­ст­вом древ­не­го мира явля­ют­ся гре­че­ские вазы. Наряду с антич­ной лите­ра­ту­рой гре­че­ские вазы дают пред­став­ле­ние о жиз­ни и быте Древ­ней Элла­ды, поз­во­ля­ют про­ник­нуть в духов­ный мир древ­них гре­ков. В 20-е и 30-е годы XIX века из рас­ко­пок гроб­ниц в Этру­рии было извле­че­но боль­шое коли­че­ство изящ­ных атти­че­ских чер­но- и крас­но­фи­гур­ных гли­ня­ных сосудов. Попав неко­гда как пред­мет тор­гов­ли и экс­пор­та к этрус­кам, они пере­жи­ли в моги­лах Этру­рии века и хоро­шо сох­ра­ни­лись вплоть до наших дней.

Амфо­ра из Вуль­чи — шедевр гре­че­ско­го искус­ства. Она выпол­не­на про­слав­лен­ным атти­че­ским масте­ром Экзе­ки­ем, кото­рый работал в Афи­нах в 550—520 годах до н. э. На пере­д­ней стен­ке амфо­ра укра­ше­на изо­бра­же­ни­ем борь­бы мифи­че­ско­го героя Герак­ла с немей­ским львом. Впра­во от этой груп­пы поме­ще­на боги­ня Афи­на, сле­ва — воз­ни­ца Иолай. Оба они не при­ни­ма­ют непо­сред­ст­вен­но­го уча­стия в дей­ст­вии, а как бы обрам­ля­ют сце­ну с двух сто­рон, завер­шая ком­по­зи­цию. Вме­сте с тем эти спо­кой­но сто­я­щие фигу­ры еще боль­ше уси­ли­ва­ют дра­ма­тизм цен­траль­ной груп­пы. Столк­нув­ши­е­ся в еди­но­бор­стве чело­век и живот­ное пол­ны экс­прес­сии. Одна­ко худож­ник с вир­ту­оз­ным мастер­ст­вом урав­но­ве­ши­ва­ет это дви­же­ние, пере­да­вая самый напря­жен­ный момент. Экзе­кий ука­зы­ва­ет уже на исход бит­вы: могу­чей рукой Геракл оста­нав­ли­ва­ет разъ­ярен­ное живот­ное. Тела героя и льва обра­зу­ют устой­чи­вую пира­миду, не нару­шаю­щую плос­кост­ную поверх­ность амфо­ры. Деко­ра­тив­ное реше­ние рос­пи­си под­чер­ки­ва­ет­ся пыш­ны­ми кистя­ми паль­ме­ток, кото­рые актив­но втор­га­ют­ся в плос­кость изо­бра­же­ния. Изящ­ные цепоч­ки буто­нов лото­са укра­ша­ют ниж­нюю часть сосуда, им отве­ча­ет фриз из паль­ме­ток лото­са на гор­ло­вине сосуда. По краю гор­ло­ви­ны мож­но про­честь под­пись гон­ча­ра и худож­ни­ка Экзе­кия.


Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 55.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas борьба геракла геракл борющийся с немейским со львом первый подвиг амфора краснофигурная аттика мастер экзекий богиня афина иолай геркулес немейский лев минерва пальметта пальметка бутон бутоны лотоса фриз из пальметок круглый щит аспис aspis