Бюст Каракаллы
Мрамор. 211—217 гг.Гатчина, Гатчинский дворец, Белый зал Фото: Галина Пунтусова

Бюст Каракаллы.

Мрамор. 211—217 гг.

Гатчина, Гатчинский дворец, Белый зал.

Описание:
Под­лин­ные антич­ные бюсты «Анти­ной» и «Кара­кал­ла» сто­я­ли по обе сто­ро­ны две­ри, веду­щей в Аван­зал.

«Кара­кал­ла» — рим­ская работа нача­ла III в. н. э. По сло­вам Н. Н. Забе­ка, име­ет сход­ство с неа­по­ли­тан­ским бюстом (см. Somme: «Napoli»). Голо­ва повер­ну­та вле­во, почти в про­филь, рот полуот­крыт, на пле­чи наки­нут плащ, застег­ну­тый на пра­вом пле­че. На гат­чин­ском экзем­пля­ре не вид­но лат, кото­рые есть на неа­по­ли­тан­ском бюсте, но это место вооб­ще силь­но повреж­де­но и об этом судить труд­но. Под­лин­ные: голо­ва, пра­вое пле­чо, часть лево­го пле­ча и дра­пи­ров­ка на спине. Части губ, носа и ушей реста­ври­ро­ва­ны.

Кара­кал­ла — про­зви­ще рим­ско­го импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия Севе­ра Анто­ни­на (211—217 гг.), полу­чен­ное им из-за галль­ской одеж­ды (кельт­ско­го пла­ща). Он при под­держ­ке армии насле­до­вал сво­е­му отцу Сеп­ти­мию Севе­ру. Затем вер­нул­ся в Рим, убил сво­его бра­та Гету и тыся­чи его сто­рон­ни­ков. В прав­ле­ние Кара­кал­лы был издан извест­ный эдикт о даро­ва­нии рим­ско­го граж­дан­ства всем сво­бод­ным граж­да­нам Импе­рии. Но в основ­ном он запом­нил­ся сво­ей бес­смыс­лен­ной жесто­ко­стью и экс­тра­ва­гант­но­стью. Раз­ва­ли­ны терм Кара­кал­лы в Риме до сих пор свиде­тель­ст­ву­ют о раз­ма­хе его стро­и­тель­ных про­ек­тов. Был убит заго­вор­щи­ка­ми.

Гат­чин­ский скульп­тур­ный порт­рет явля­ет­ся вели­ко­леп­ной пси­хо­ло­ги­че­ской харак­те­ри­сти­кой Кара­кал­лы: нави­саю­щие нахму­рен­ные бро­ви, узкие губы, глу­бо­ко поса­жен­ные гла­за — изоб­ли­ча­ют в нем чело­ве­ка зло­го, ковар­но­го, мсти­тель­но­го и одно­вре­мен­но трус­ли­во­го. О харак­те­ре Кара­кал­лы, кото­рый про­сту­па­ет в его бюстах, дают пред­став­ле­ния сведе­ния, сооб­щае­мые древ­не­рим­ским исто­ри­ком Спар­ти­а­ном: в сво­ей утон­чен­ной жесто­ко­сти он дошел до того, что бывал осо­бен­но лас­ков с тем, кого он пред­на­зна­чал к смер­ти, поэто­му боль­ше боя­лись его лас­ки, чем его гне­ва.

Боль­ше, чем скру­пу­лез­ное копи­ро­ва­ние лица, масте­ров той эпо­хи зани­ма­ло стрем­ле­ние пере­дать пси­хо­ло­ги­че­скую харак­те­ри­сти­ку чело­ве­ка. Кар­ли­ко­во­го роста, без­образ­ный, как о нем пишет его совре­мен­ник — исто­рик Геро­ди­ан (170—240), Кара­кал­ла изо­бра­жал­ся могу­чим, гар­мо­нич­но сло­жен­ным. Зато бес­пре­дель­ная жесто­кость изощ­рен­но­го дес­пота, так или ина­че, про­сту­па­ла в его порт­ре­тах. Эти чер­ты осо­бен­но замет­ны на порт­ре­те из Бело­го зала. В порт­ре­те замет­на эво­лю­ция сти­ля от живой пла­сти­че­ской моде­ли­ров­ки лица к более жест­ким плос­кост­ным реше­ни­ям поверх­но­сти — мето­ду, рас­про­стра­нив­ше­му­ся уже во вто­рой чет­вер­ти III в.

Неиз­вест­но, при Г. Г. Орло­ве или при Пав­ле I попа­ли во дво­рец бюсты Анти­ноя и Кара­кал­лы, но при вто­ром вла­дель­це двор­ца они уже укра­ша­ли Белый зал. О том, что эти бюсты нахо­ди­лись в Белом зале, кос­вен­но мож­но судить по опи­си 1796 г., где упо­ми­на­ет­ся без пере­чис­ле­ния «Бюстов мра­мор­ных на дере­вян­ных тум­бах или пие­де­ста­лах — 8». Имен­но столь­ко бюстов нахо­ди­лось в Белом зале в кон­це XIX века (фото­гра­фии, лите­ра­тур­ные свиде­тель­ства, аква­ре­ли Гау), и в пред­во­ен­ный пери­од (опи­си 1938—1939 гг.). К тому же нам изве­стен еще один доку­мент — план «эва­ку­а­ции двор­ца в 1812 году», где рукой Марии Федо­ров­ны сре­ди вещей, остаю­щих­ся во двор­це и поме­чен­ных заго­лов­ком «очень беречь» отме­че­ны и бюсты Анти­ноя и Кара­кал­лы, как наи­бо­лее цен­ные.

После вос­ста­нов­ле­ния инте­рье­ра Бело­го зала бюсты вер­ну­лись на свои исто­ри­че­ские места.


Источники:
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский император каракалла септимий бассиан каракалл каракаллы imperator lucius septimius bassianus caracalla портрет портреты портретный портретная голова бюст династия северов северы domus severana мрамор мужчкой военный плащ палудаментум