Бюст Каракаллы.
Гатчина, Гатчинский дворец, Белый зал.
«Каракалла» — римская работа начала III в. н. э. По словам Н. Н. Забека, имеет сходство с неаполитанским бюстом (см. Somme: «Napoli»). Голова повернута влево, почти в профиль, рот полуоткрыт, на плечи накинут плащ, застегнутый на правом плече. На гатчинском экземпляре не видно лат, которые есть на неаполитанском бюсте, но это место вообще сильно повреждено и об этом судить трудно. Подлинные: голова, правое плечо, часть левого плеча и драпировка на спине. Части губ, носа и ушей реставрированы.
Каракалла — прозвище римского императора Марка Аврелия Севера Антонина (211—
Гатчинский скульптурный портрет является великолепной психологической характеристикой Каракаллы: нависающие нахмуренные брови, узкие губы, глубоко посаженные глаза — изобличают в нем человека злого, коварного, мстительного и одновременно трусливого. О характере Каракаллы, который проступает в его бюстах, дают представления сведения, сообщаемые древнеримским историком Спартианом: в своей утонченной жестокости он дошел до того, что бывал особенно ласков с тем, кого он предназначал к смерти, поэтому больше боялись его ласки, чем его гнева.
Больше, чем скрупулезное копирование лица, мастеров той эпохи занимало стремление передать психологическую характеристику человека. Карликового роста, безобразный, как о нем пишет его современник — историк Геродиан (170—
Неизвестно, при Г. Г. Орлове или при Павле I попали во дворец бюсты Антиноя и Каракаллы, но при втором владельце дворца они уже украшали Белый зал. О том, что эти бюсты находились в Белом зале, косвенно можно судить по описи 1796 г., где упоминается без перечисления «Бюстов мраморных на деревянных тумбах или пиедесталах — 8». Именно столько бюстов находилось в Белом зале в конце XIX века (фотографии, литературные свидетельства, акварели Гау), и в предвоенный период (описи 1938—
После восстановления интерьера Белого зала бюсты вернулись на свои исторические места.
© 2006 г. Текст: Е. Н. Хмелева. Скульптура Белого зала Гатчинского дворца.