Бегун
Бронза. Фессалийская работа. Последняя четверть VI в. до н. э.
Высота: 9,2 см.
Частная коллекция, Женева

Бегун.

Бронза. Фессалийская работа. Последняя четверть VI в. до н. э.
Высота: 9,2 см.

Частная коллекция, Женева.

Происхождение:
Как утвер­жда­ет­ся, из Фес­са­лии.

Описание:
Моно­лит­ная ста­ту­эт­ка, сде­лан­ная путём исполь­зо­ва­ния мето­да вытап­ли­ва­ния вос­ка с после­дую­щим охлаж­де­ни­ем.
Состо­я­ние: тон­кий песоч­но-зелё­ный слой пати­ны, вни­зу, там где брон­за отс­ло­и­лась или обо­дра­лась, пока­зы­ва­ют­ся крас­но­ва­то-корич­не­вые оттен­ки с глян­цем. Пра­вая нога вни­зу была сло­ма­на и недав­но при­креп­ле­на зано­во, паль­цев ног нет, как и пере­д­ней части левой ступ­ни.
Чело­век бежит и огляды­ва­ет­ся, дер­жа одно коле­но у самой зем­ли, на арха­и­че­ский лад. Наи­бо­лее инте­рес­ная парал­лель к этой пози­ции, хотя и более позд­няя по дате — зна­ме­ни­тый атти­че­ский погре­баль­ный мону­мент, посвя­щён­ный гоп­ли­то­дро­му1, мане­ра испол­не­ния кото­ро­го отно­сит­ся к более ран­ней тра­ди­ции. Наш бегун, воз­мож­но, при­ни­ма­ет уча­стие в эста­фе­те или беге на опре­де­лён­ную дистан­цию2; в беге на корот­кие дистан­ции бегу­ны обык­но­вен­но смот­рят впе­рёд, так как огляды­ва­ясь назад, они жерт­ву­ют ско­ро­стью и рис­ку­ют поте­рять рав­но­ве­сие. Таким обра­зом, этот чело­век не может быть бегу­ном на ста­дий или диа­у­лос3, кото­рые явля­лись корот­ки­ми дистан­ци­я­ми. Хотя мы и не можем най­ти под­хо­дя­ще­го срав­не­ния, он соот­но­сит­ся, несмот­ря на свою комич­ность, про­вин­ци­а­лизм и живость, с дру­ги­ми работа­ми из Север­ной Гре­ции, таки­ми как бегу­щий комаст из Кор­фу4 и Арте­ми­да из Фес­про­тии5, кото­рые, как пола­га­ют, испы­ты­ва­ли вли­я­ние лакон­ско­го искус­ства6. К ним сто­ит доба­вить Нику из Тарен­та из Бри­тан­ско­го музея7, так­же нахо­дя­щу­ю­ся под лакон­ским вли­я­ни­ем, кото­рой слу­чи­лось иметь деталь­ку с вер­ти­каль­ны­ми кра­я­ми, слег­ка напо­ми­наю­щи­ми обо­док шапоч­ки нашей фигур­ки. Эти при­ме­ры явля­ют­ся иллю­ст­ра­ци­я­ми свя­зей меж­ду Пело­пон­не­сом, Север­ной Гре­ци­ей и Вели­кой Гре­ци­ей.
Была ли наша фигур­ка при­креп­ле­на к краю како­го-нибудь сосуда или явля­лась частью неза­ви­си­мой скульп­тур­ной груп­пы — неяс­но, но мы вполне уве­ре­ны в том, что местом её созда­ния была Фес­са­лия, что чёт­ко под­твер­жда­ет­ся нали­чи­ем двух сопо­ста­ви­мых брон­зо­вых ста­ту­эток из Фар­са­ла8 в Фес­са­лии. У них так же кли­ном лежат воло­сы на затыл­ке и шее, чуть раз­ли­ча­ясь в раз­ме­ре. На коле­нях у этих обе­их фигу­рок такой же ром­бик, как и на пра­вом колене наше­го образ­ца, и отме­ти­ны на его лопат­ках иден­тич­ны тем, что име­ют­ся на одной из них9. Ста­ту­эт­ку отно­сят к кон­цу VI в. до н. э. на осно­ва­нии опре­де­лён­ных харак­тер­ных черт и округ­ло­сти форм, хотя это послед­нее и кон­тра­сти­ру­ет с неко­то­рой плос­ко­стью сза­ди, что может объ­яс­нять­ся тем, что она укра­ша­ла какой-то сосуд. И про­дук­ция про­вин­ци­аль­но­го про­из­вод­ства все­гда дати­ру­ет­ся вре­ме­нем более позд­ним, чем та, что дела­лась в круп­ных цен­трах.
G. Ortiz

1 Athens, National Museum 1959: S. Karouzou, National Museum III. Guide (1977), pp. 51—52.
2 В каче­стве иллю­ст­ра­ции мож­но взять Пана­фи­ней­скую амфо­ру из Лув­ра “F 277”, дати­ру­е­мую ±500 г. до н. э.: C.V.A. Louvre 5 (Fasc.6) III Hg. Pl. 3 (1,3, 4, 5).
3 1 ста­дий = 192,27 м в Олим­пии и 177,55 м в Дель­фах. Диа­у­лос — двой­ной ста­дий.
4 Corfu, Archaeological Museum 1602: G. Dontas, BCH 93, 1969, pp. 39—55 pl. I—II.
5 Berlin, Antiken Museum Misc. 7971: K.A. Neugebauer, Staatiche Museen zu Berlin. Die minoischen und archaisch griechischen Bronzen (1931), no. 214 pp. 107—109, pl.39.
6 Комаст из Кор­фу: G. Dontas, loc. cit; M. Herfort-Koch Archaische Bronzeplastik Lakoniens, Boreas Beih. 4, 1986. К 108 pp. 110—111, pl. 15, 1. The Artemis from Thesprotia: K.A. Neugebauer, loc. cit.
7 British Museum 495: U. Jantzen, Bronzewerkstätten in Grossgriechenland und Sizilien (1937), p. 26 no. 4. pl. 12, 46.
8 Зевс с литу­усом, Volos Museum 652 и Воин из Симик­ли, Athens National Museum 15182: H. Biesantz, Die Thessalischen Grabreliefs (1965), p. 33, nos. 88 & 89, pl. 58—59.
9 Volos Museum 652: см. преды­ду­щую ссыл­ку.

Литература:
Выстав­ки и пуб­ли­ка­ции: Le Sport dans la Grèce Antique. Du Jeu à la Compétition, Palais des Beaux-Arts, Brussels, 23 January — 19 April 1992 (ката­ло­ги на фран­цуз­ском и фла­манд­ском); El Deporte en la Grecia Antigua. La génesis del olimpismo, Centre Cultural of the Fundació “la Caixa”, Barcelona, 13 May — 9 August 1992 (ката­ло­ги на испан­ском и ката­лон­ском); cat. no. 179, pp. 313—314.

Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Olympism in antiquity. Olympic Museum Lausanne. Bertelsmann UFA. Industria Gráfica S. A. Barcelona, 1993, p. 107 cat. no. 50.
© Фото — P. Goetelen (Geneva).
© 1993 — Comité International Olympique.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуэтка бегун спорт спортсмен легкая атлетика