Бегун
Бронза. Фессалийская работа. Последняя четверть VI в. до н. э.Высота: 9,2 см.Частная коллекция, Женева
Бегун.
Бронза. Фессалийская работа. Последняя четверть VI в. до н. э.
Высота: 9,2 см.
Высота: 9,2 см.
Частная коллекция, Женева.
Происхождение:
Как утверждается, из Фессалии.
Описание:
Монолитная статуэтка, сделанная путём использования метода вытапливания воска с последующим охлаждением.
Состояние: тонкий песочно-зелёный слой патины, внизу, там где бронза отслоилась или ободралась, показываются красновато-коричневые оттенки с глянцем. Правая нога внизу была сломана и недавно прикреплена заново, пальцев ног нет, как и передней части левой ступни.
Человек бежит и оглядывается, держа одно колено у самой земли, на архаический лад. Наиболее интересная параллель к этой позиции, хотя и более поздняя по дате — знаменитый аттический погребальный монумент, посвящённый гоплитодрому1, манера исполнения которого относится к более ранней традиции. Наш бегун, возможно, принимает участие в эстафете или беге на определённую дистанцию2; в беге на короткие дистанции бегуны обыкновенно смотрят вперёд, так как оглядываясь назад, они жертвуют скоростью и рискуют потерять равновесие. Таким образом, этот человек не может быть бегуном на стадий или диаулос3, которые являлись короткими дистанциями. Хотя мы и не можем найти подходящего сравнения, он соотносится, несмотря на свою комичность, провинциализм и живость, с другими работами из Северной Греции, такими как бегущий комаст из Корфу4 и Артемида из Феспротии5, которые, как полагают, испытывали влияние лаконского искусства6. К ним стоит добавить Нику из Тарента из Британского музея7, также находящуюся под лаконским влиянием, которой случилось иметь детальку с вертикальными краями, слегка напоминающими ободок шапочки нашей фигурки. Эти примеры являются иллюстрациями связей между Пелопоннесом, Северной Грецией и Великой Грецией.
Была ли наша фигурка прикреплена к краю какого-нибудь сосуда или являлась частью независимой скульптурной группы — неясно, но мы вполне уверены в том, что местом её создания была Фессалия, что чётко подтверждается наличием двух сопоставимых бронзовых статуэток из Фарсала8 в Фессалии. У них так же клином лежат волосы на затылке и шее, чуть различаясь в размере. На коленях у этих обеих фигурок такой же ромбик, как и на правом колене нашего образца, и отметины на его лопатках идентичны тем, что имеются на одной из них9. Статуэтку относят к концу VI в. до н. э. на основании определённых характерных черт и округлости форм, хотя это последнее и контрастирует с некоторой плоскостью сзади, что может объясняться тем, что она украшала какой-то сосуд. И продукция провинциального производства всегда датируется временем более поздним, чем та, что делалась в крупных центрах.
1 Athens, National Museum 1959: S. Karouzou, National Museum III. Guide (1977), pp. 51—52.
2 В качестве иллюстрации можно взять Панафинейскую амфору из Лувра “F 277”, датируемую ±500 г. до н. э.: C.V.A. Louvre 5 (Fasc.6) III Hg. Pl. 3 (1,3, 4, 5).
3 1 стадий = 192,27 м в Олимпии и 177,55 м в Дельфах. Диаулос — двойной стадий.
4 Corfu, Archaeological Museum 1602: G. Dontas, BCH 93, 1969, pp. 39—55 pl. I—II.
5 Berlin, Antiken Museum Misc. 7971: K.A. Neugebauer, Staatiche Museen zu Berlin. Die minoischen und archaisch griechischen Bronzen (1931), no. 214 pp. 107—109, pl.39.
6 Комаст из Корфу: G. Dontas, loc. cit; M. Herfort-Koch Archaische Bronzeplastik Lakoniens, Boreas Beih. 4, 1986. К 108 pp. 110—111, pl. 15, 1. The Artemis from Thesprotia: K.A. Neugebauer, loc. cit.
7 British Museum 495: U. Jantzen, Bronzewerkstätten in Grossgriechenland und Sizilien (1937), p. 26 no. 4. pl. 12, 46.
8 Зевс с литуусом, Volos Museum 652 и Воин из Симикли, Athens National Museum 15182: H. Biesantz, Die Thessalischen Grabreliefs (1965), p. 33, nos. 88 & 89, pl. 58—59.
9 Volos Museum 652: см. предыдущую ссылку.
Состояние: тонкий песочно-зелёный слой патины, внизу, там где бронза отслоилась или ободралась, показываются красновато-коричневые оттенки с глянцем. Правая нога внизу была сломана и недавно прикреплена заново, пальцев ног нет, как и передней части левой ступни.
Человек бежит и оглядывается, держа одно колено у самой земли, на архаический лад. Наиболее интересная параллель к этой позиции, хотя и более поздняя по дате — знаменитый аттический погребальный монумент, посвящённый гоплитодрому1, манера исполнения которого относится к более ранней традиции. Наш бегун, возможно, принимает участие в эстафете или беге на определённую дистанцию2; в беге на короткие дистанции бегуны обыкновенно смотрят вперёд, так как оглядываясь назад, они жертвуют скоростью и рискуют потерять равновесие. Таким образом, этот человек не может быть бегуном на стадий или диаулос3, которые являлись короткими дистанциями. Хотя мы и не можем найти подходящего сравнения, он соотносится, несмотря на свою комичность, провинциализм и живость, с другими работами из Северной Греции, такими как бегущий комаст из Корфу4 и Артемида из Феспротии5, которые, как полагают, испытывали влияние лаконского искусства6. К ним стоит добавить Нику из Тарента из Британского музея7, также находящуюся под лаконским влиянием, которой случилось иметь детальку с вертикальными краями, слегка напоминающими ободок шапочки нашей фигурки. Эти примеры являются иллюстрациями связей между Пелопоннесом, Северной Грецией и Великой Грецией.
Была ли наша фигурка прикреплена к краю какого-нибудь сосуда или являлась частью независимой скульптурной группы — неясно, но мы вполне уверены в том, что местом её создания была Фессалия, что чётко подтверждается наличием двух сопоставимых бронзовых статуэток из Фарсала8 в Фессалии. У них так же клином лежат волосы на затылке и шее, чуть различаясь в размере. На коленях у этих обеих фигурок такой же ромбик, как и на правом колене нашего образца, и отметины на его лопатках идентичны тем, что имеются на одной из них9. Статуэтку относят к концу VI в. до н. э. на основании определённых характерных черт и округлости форм, хотя это последнее и контрастирует с некоторой плоскостью сзади, что может объясняться тем, что она украшала какой-то сосуд. И продукция провинциального производства всегда датируется временем более поздним, чем та, что делалась в крупных центрах.
G. Ortiz
1 Athens, National Museum 1959: S. Karouzou, National Museum III. Guide (1977), pp. 51—
2 В качестве иллюстрации можно взять Панафинейскую амфору из Лувра “F 277”, датируемую ±500 г. до н. э.: C.V.A. Louvre 5 (Fasc.6) III Hg. Pl. 3 (1,3, 4, 5).
3 1 стадий = 192,27 м в Олимпии и 177,55 м в Дельфах. Диаулос — двойной стадий.
4 Corfu, Archaeological Museum 1602: G. Dontas, BCH 93, 1969, pp. 39—
5 Berlin, Antiken Museum Misc. 7971: K.A. Neugebauer, Staatiche Museen zu Berlin. Die minoischen und archaisch griechischen Bronzen (1931), no. 214 pp. 107—
6 Комаст из Корфу: G. Dontas, loc. cit; M. Herfort-Koch Archaische Bronzeplastik Lakoniens, Boreas Beih. 4, 1986. К 108 pp. 110—
7 British Museum 495: U. Jantzen, Bronzewerkstätten in Grossgriechenland und Sizilien (1937), p. 26 no. 4. pl. 12, 46.
8 Зевс с литуусом, Volos Museum 652 и Воин из Симикли, Athens National Museum 15182: H. Biesantz, Die Thessalischen Grabreliefs (1965), p. 33, nos. 88 & 89, pl. 58—
9 Volos Museum 652: см. предыдущую ссылку.
Литература:
Выставки и публикации: Le Sport dans la Grèce Antique. Du Jeu à la Compétition, Palais des Beaux-Arts, Brussels, 23 January — 19 April 1992 (каталоги на французском и фламандском); El Deporte en la Grecia Antigua. La génesis del olimpismo, Centre Cultural of the Fundació “la Caixa”, Barcelona, 13 May — 9 August 1992 (каталоги на испанском и каталонском); cat. no. 179, pp. 313—314.
Источники:
© 1993 г. Фото, текст: Olympism in antiquity. Olympic Museum Lausanne. Bertelsmann UFA. Industria Gráfica S. A. Barcelona, 1993, p. 107 cat. no. 50.
© Фото — P. Goetelen (Geneva).
© 1993 — Comité International Olympique.
© Фото — P. Goetelen (Geneva).
© 1993 — Comité International Olympique.