Статуя юноши
Крупнозернистый мрамор.Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.Берлин, Государственные музеи
Статуя юноши.
Крупнозернистый мрамор.
Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.
Ок. 525 г. до н. э.
Высота 166 см.
Берлин, Государственные музеи.
Происхождение:
Из милетского святилища Аполлона в Дидимах.
Описание:
К наиболее значительным произведениям греческого искусства принадлежит статуя обнаженной мужской фигуры, так называемый курос. Под влиянием египетской монументальной скульптуры в конце VII века и в течение VI века до н. э. появились в Греции, в Малой Азии и на греческих островах знаменитые мраморные статуи юношей. Скульптура из милетского святилища Аполлона в Дидимах обнаруживает черты ионийского стиля с его обтекаемыми мягкими формами и живописной трактовкой поверхности. Виртуозная обработка мрамора словно окружает все формы воздушным мерцанием. Волосы крупными прядями откинуты со лба назад и падают на плечи, обрамляя лицо с миндалевидным разрезом глаз; глаза, едва намеченные, полузакрыты, и за полуопущенными веками ощущается трепетное пробуждение жизни. Эта одухотворенность еще больше проступает в легкой «архаической» улыбке. Как можно догадаться по некоторым деталям, юноша держал перед грудью жертвенный дар, вероятно, какое-нибудь животное. Фигурка животного, которая обычно делалась отдельно и только затем прикреплялась к статуе, не сохранилась. Первоначально статуя достигала высоты более двух метров и представляла широко распространенный в конце VI века до н. э. тип идущего юноши, полного жизненных сил и обаяния молодости. При мягкой обработке мрамора древнегреческий скульптор стремился подчеркнуть характерные признаки атлетически развитого тела — широкие плечи и узкую талию. Тело его, кажущееся неподвижным, пронизано поступательной готовностью к движению.
Статую юноши из Милета можно отнести к лучшим достижениям греческой пластики доклассического периода. Живая трактовка форм придает фронтальной статуе внутреннюю подвижность. Вероятно, статуя эта высоко ценилась современниками. Она выполнена из особо ценной породы крупнозернистого мрамора.
Статую юноши из Милета можно отнести к лучшим достижениям греческой пластики доклассического периода. Живая трактовка форм придает фронтальной статуе внутреннюю подвижность. Вероятно, статуя эта высоко ценилась современниками. Она выполнена из особо ценной породы крупнозернистого мрамора.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 52.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 52.
Фотограф Г. Мурза.