«Помни о смерти»
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 109982.Неаполь, Национальный археологический музей Фото: С. И. Сосновский

«Помни о смерти».

Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Инв. № 109982.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи, Кожевенная мастерская (I, 5, 2, триклиний).
Происхождение:
Из Пом­пей (коже­вен­ная мастер­ская I, 5, 2, три­кли­ний).

Описание:
Эта эмбле­ма мно­го­зна­чи­тель­но демон­стри­ро­ва­лась в три­кли­нии и явля­ет­ся одним из самых пора­зи­тель­ных по ясно­сти алле­го­ри­че­ских изо­бра­же­ний. Тема име­ет элли­ни­сти­че­ское про­ис­хож­де­ние и пред­став­ля­ет смерть как вели­ко­го урав­ни­те­ля, уст­ра­ня­ю­ще­го все клас­со­вые и мате­ри­аль­ные раз­ли­чия. Эта тема дошла до наших дней — напри­мер, в извест­ной поэ­ме «Весы» (’A livella) коми­че­ско­го акте­ра Анто­нио де Кур­ти­са (Тото́). Ком­по­зи­ция увен­чи­ва­ет­ся уров­нем с отве­сом (libella) — инстру­мен­том, исполь­зу­е­мым камен­щи­ка­ми для опре­де­ле­ния пря­мо­го угла и уров­ня. Под­ве­шен­ный груз — смерть (череп), под ним — бабоч­ка (душа) и коле­со (судь­ба).

Сле­ва и спра­ва на пле­чах уров­ня под­ве­ше­ны и сох­ра­ня­ют­ся смер­тью в иде­аль­ном балан­се сим­во­лы богат­ства и вла­сти (ски­петр и пур­пур­ный плащ) и бед­но­сти (сума нище­го и посох). Подоб­но ске­ле­там на сереб­ре из Боско­ре­аль­ско­го кла­да, тема напо­ми­на­ла обедаю­щим о мимо­лет­ной при­ро­де зем­ных богатств.

Сте­фа­но де Каро

Лет­ний три­кли­ний, моза­и­ка с алле­го­ри­ей смер­ти (MANN 9978). Под­ве­шен­ный на отве­се череп, урав­но­ве­шен­ный на коле­се Фор­ту­ны; сле­ва — сим­во­лы вла­сти (жезл, пур­пур­ное оде­я­ние и венок), спра­ва — сим­во­лы бед­но­сти (плащ стран­ни­ка, сума и пал­ка). Сюжет про­зрач­но наме­ка­ет на смерт­ную судь­бу всех людей, кото­рая дела­ет раз­ни­цу меж­ду людь­ми сует­ной (’a livella, как это опре­де­ля­ет зна­ме­ни­тая поэ­ма Тото) и при­гла­ша­ет поль­зо­вать­ся недол­гой и мимо­лет­ной зем­ной радо­стью.

Фаб­ри­цио Пезан­до, Мария Пао­ла Гвидо­баль­ди

Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
Текст: музейная подпись к мозаике.
© 2001 г. Описание (1): Stefano De Caro, «The National Archaeological Museum of Naples». Soprintendenza Archeologica di Napoli e Caserta. Electa, Napoli, 2001, p. 191.
© 2006 г. Описание (2): Fabrizio Pesando, Maria Paola Guidobaldi. «Pompei, Oplontis, Ercolano, Stabiae». Editori Laterza, 2006, p. 98.
Ключевые слова: мозаика рим римская венок corona плащ помпеи pompeii скипетр sceptrum кожевенная мастерская i 5 2 марк везоний прим officina coriariorum marcus vesonius primus помни о смерти смерть memento mori череп cranium строительный отвес уровень libella пурпур пурпурный purpura посох baculum бабочка бабочки колесо фортуны судьбы rota fortunae инв № 109982