Миф о Медее
Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон)

Миф о Медее.

Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.

Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).

Описание:
Темой релье­фа рим­ско­го сар­ко­фа­га послу­жил сюжет тра­гедии вели­ко­го гре­че­ско­го поэта Еври­пида. Одна­ко про­об­ра­зом для изо­бра­же­ния послу­жи­ли не лите­ра­тур­ные герои, а живо­пис­ный обра­зец, создан­ный по моти­вам тра­гедии Еври­пида. Извест­но, что эпо­ха Алек­санд­ра Македон­ско­го была вре­ме­нем рас­цве­та гре­че­ской живо­пи­си, тогда же воз­ник­ла и так назы­вае­мая живо­пись на свит­ках, иллю­ст­ри­ру­ю­щая леген­ды и мифы. Эти свит­ки слу­жи­ли посо­би­ем для созда­ния стен­ных рос­пи­сей и для укра­ше­ния сар­ко­фа­гов. Веро­ят­но, и для рим­ско­го сар­ко­фа­га с мифом о Медее образ­цом послу­жил подоб­ный сви­ток, в кото­ром посте­пен­ное раз­ви­тие сюже­та нераз­рыв­но свя­за­но с образ­ной выра­зи­тель­но­стью. Эпи­че­ское спо­кой­ст­вие повест­во­ва­ния и внут­рен­нее напря­же­ние, зало­жен­ное в тра­гедий­но­сти само­го сюже­та, нахо­дят урав­но­ве­шен­ное завер­ше­ние в ком­по­зи­ци­он­ном пост­ро­е­нии сар­ко­фа­га. Повест­во­ва­ние релье­фа начи­на­ет­ся со сце­ны при­но­ше­ния детьми Медеи роко­вых сва­деб­ных даров неве­сте. Стар­ший маль­чик дер­жит в подо­ле высо­ко под­ня­то­го пла­ща цве­ты, млад­ший несет венок на блюде. Кре­уса, моло­дая неве­ста Язо­на, сидит на искус­но выто­чен­ном сту­ле с широ­кой спин­кой. Она оде­та в туни­ку, плащ, с голо­вы на пле­чи спус­ка­ет­ся тон­кий пла­ток. Ниче­го не подо­зре­вая, она при­под­ни­ма­ет­ся нав­ст­ре­чу при­нес­шим дары маль­чи­кам. Поза­ди них вид­на фигу­ра моло­до­го чело­ве­ка, шафе­ра неве­сты, рядом скло­ни­лась ее кор­ми­ли­ца. Язон, жених Кре­усы и быв­ший муж Медеи, сто­ит в задум­чи­во­сти, при­сло­нив­шись к колонне, сле­ва у края сар­ко­фа­га. Рельеф сар­ко­фа­га при­бли­жа­ет­ся к круг­лой скульп­ту­ре, каж­дая фигу­ра вхо­дит в общее ком­по­зи­ци­он­ное пост­ро­е­ние и вме­сте с тем она может рас­смат­ри­вать­ся как само­сто­я­тель­ное про­из­веде­ние позд­ней элли­ни­сти­че­ской пла­сти­ки. При обоб­щен­ной закон­чен­но­сти каж­до­го обра­за, при его пла­сти­че­ской завер­шен­но­сти (юная и неж­ная Кре­уса, забот­ли­вая кор­ми­ли­ца, тра­ги­че­ски жесто­кая Медея и т. д.) как бы вто­рым пла­ном про­чи­ты­ва­ет­ся сюжет­ная линия гре­че­ско­го мифа. Рит­ми­че­ское чере­до­ва­ние колонн на зад­нем плане и осо­бен­но вью­щи­е­ся меж­ду ними спле­тен­ные акан­фо­вые листья объ­еди­ня­ют всю сце­ну в еди­ное целое, под­чер­ки­ва­ют зна­чи­тель­ность куль­ми­на­ци­он­но­го момен­та.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом. Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 53.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские погребальная погребальный погребальное погребальные надгробный надгробная надгробное надгробные рельеф греческая мифология mythologia graeca ясон ясона иасон иасона jason iason медея медеи medea креуса главка creusa kreousa glauce glauke glauca саркофаг саркофаги sarcophagus sarcophagi мифологический мифологические с мифами мифом миф о стенка саркофага мрамор язон дети мермер и ферет мальчик цветы венок стул сиденье туника плащ платок свадебный дар свадебные дары лист акант аканф аканта аканфа акантовый аканфовый акантовые аканфовые листья шафер кормилица b