Миф о Медее
Стенка саркофага. Фрагмент.Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон)
Миф о Медее.
Стенка саркофага. Фрагмент.
Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.
Мрамор. Ок. 170 г.
Высота 65 см, длина всего саркофага 227 см.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
Описание:
Темой рельефа римского саркофага послужил сюжет трагедии великого греческого поэта Еврипида. Однако прообразом для изображения послужили не литературные герои, а живописный образец, созданный по мотивам трагедии Еврипида. Известно, что эпоха Александра Македонского была временем расцвета греческой живописи, тогда же возникла и так называемая живопись на свитках, иллюстрирующая легенды и мифы. Эти свитки служили пособием для создания стенных росписей и для украшения саркофагов. Вероятно, и для римского саркофага с мифом о Медее образцом послужил подобный свиток, в котором постепенное развитие сюжета неразрывно связано с образной выразительностью. Эпическое спокойствие повествования и внутреннее напряжение, заложенное в трагедийности самого сюжета, находят уравновешенное завершение в композиционном построении саркофага. Повествование рельефа начинается со сцены приношения детьми Медеи роковых свадебных даров невесте. Старший мальчик держит в подоле высоко поднятого плаща цветы, младший несет венок на блюде. Креуса, молодая невеста Язона, сидит на искусно выточенном стуле с широкой спинкой. Она одета в тунику, плащ, с головы на плечи спускается тонкий платок. Ничего не подозревая, она приподнимается навстречу принесшим дары мальчикам. Позади них видна фигура молодого человека, шафера невесты, рядом склонилась ее кормилица. Язон, жених Креусы и бывший муж Медеи, стоит в задумчивости, прислонившись к колонне, слева у края саркофага. Рельеф саркофага приближается к круглой скульптуре, каждая фигура входит в общее композиционное построение и вместе с тем она может рассматриваться как самостоятельное произведение поздней эллинистической пластики. При обобщенной законченности каждого образа, при его пластической завершенности (юная и нежная Креуса, заботливая кормилица, трагически жестокая Медея и т. д.) как бы вторым планом прочитывается сюжетная линия греческого мифа. Ритмическое чередование колонн на заднем плане и особенно вьющиеся между ними сплетенные аканфовые листья объединяют всю сцену в единое целое, подчеркивают значительность кульминационного момента.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом. Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 53.
Фотограф Г. Мурза.
Фотограф Г. Мурза.