Приписывается мастеру Брига (работал ок. 490—470 гг. до н. э.).
Терракота.
490—480 гг. до н. э.
11,2 × 39,1 × 31,4 см.Инв. № 86.AE.286.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу
Текмесса накрывает тело Аякса.
Приписывается мастеру Брига (работал ок. 490—470 гг. до н. э.).
Терракота.
490—480 гг. до н. э.
11,2 × 39,1 × 31,4 см.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
Нехорошо, чтоб на него смотрели… Накрою тело сложенным плащом. О, даже другу видеть не по силам, Как из ноздрей и свежей раны хлещет Кровь черная самоубийцы… Горе! (Софокл. Аякс. Ст. 938— |
Так заявила Текмесса в афинской трагедии драматурга Софокла, когда обнаружила тело своего мертвого возлюбленного Аякса. Аякс был одним из величайших героев Троянской войны. Вопрос о его самоубийстве был подробно изложен в эпической поэзии, утраченной для нас, но афинские вазописцы в начале 400-х годов до н. э. опирались на эту традицию, изображая его смерть.
Внутренняя часть этой краснофигурной чаши, приписываемой Мастеру Брига, изображает Аякса, пронзенного мечом, и Текмессы, спешащей накрыть тело. Труп лежит на спине, голова откинута назад, борода торчит вверх, а волосы свисают сзади головы. Под Аяксом художник попытался передать текстуру галечного берега, куда герой отправился умирать.
С внешней стороны чаши изображены события, приведшие к самоубийству Аякса. После того как Ахилл был убит, Аякс забрал его тело у троянцев. Он рассчитывал, что его вознаградят доспехами Ахилла, но Одиссей, сражавшийся с троянцами в то время, пока Аякс уносил труп, также претендовал на доспехи. На одной из сторон этой чаши изображены два героя с обнаженными мечами, поссорившиеся из-за того, кто достоин награды. Их товарищи удерживают их, в то время как Агамемнон пытается развести их по сторонам. На другой стороне греки проводят голосование, складывая камешки на низкой платформе перед соперниками. Подавленный Аякс хватается за поникшую голову, проиграв на один голос.
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.