Текмесса накрывает тело Аякса
Краснофигурный килик (тип B). Аттика.
Приписывается мастеру Брига (работал ок. 490—470 гг. до н. э.).
Терракота.
490—480 гг. до н. э.
11,2 × 39,1 × 31,4 см.
Инв. № 86.AE.286.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу

Текмесса накрывает тело Аякса.

Краснофигурный килик (тип B). Аттика.
Приписывается мастеру Брига (работал ок. 490—470 гг. до н. э.).
Терракота.
490—480 гг. до н. э.
11,2 × 39,1 × 31,4 см.
Инв. № 86.AE.286.

Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Происхождение:
К 1967 по 1986 — Уол­тер Барейс (аме­ри­ка­нец, род. в Гер­ма­нии, 1919—2007 гг.), и Мол­ли Барейс (аме­ри­ка­нец, 1920—2006 гг., Стэм­форд, Кон­нек­ти­кут), про­да­но Музею Дж. Пола Гет­ти в 1986 г.

Описание:
Нехо­ро­шо, чтоб на него смот­ре­ли…
Накрою тело сло­жен­ным пла­щом.
О, даже дру­гу видеть не по силам,
Как из нозд­рей и све­жей раны хле­щет
Кровь чер­ная само­убий­цы… Горе!
(Софокл. Аякс. Ст. 938—942. Пер. С. В. Шер­вин­ско­го)

Так заяви­ла Тек­мес­са в афин­ской тра­гедии дра­ма­тур­га Софок­ла, когда обна­ру­жи­ла тело сво­его мерт­во­го воз­люб­лен­но­го Аяк­са. Аякс был одним из вели­чай­ших геро­ев Тро­ян­ской вой­ны. Вопрос о его само­убий­стве был подроб­но изло­жен в эпи­че­ской поэ­зии, утра­чен­ной для нас, но афин­ские вазо­пис­цы в нача­ле 400-х годов до н. э. опи­ра­лись на эту тра­ди­цию, изо­бра­жая его смерть.

Внут­рен­няя часть этой крас­но­фи­гур­ной чаши, при­пи­сы­вае­мой Масте­ру Бри­га, изо­бра­жа­ет Аяк­са, прон­зен­но­го мечом, и Тек­мес­сы, спе­ша­щей накрыть тело. Труп лежит на спине, голо­ва отки­ну­та назад, боро­да тор­чит вверх, а воло­сы сви­са­ют сза­ди голо­вы. Под Аяк­сом худож­ник попы­тал­ся пере­дать тек­сту­ру галеч­но­го бере­га, куда герой отпра­вил­ся уми­рать.

С внеш­ней сто­ро­ны чаши изо­бра­же­ны собы­тия, при­вед­шие к само­убий­ству Аяк­са. После того как Ахилл был убит, Аякс забрал его тело у тро­ян­цев. Он рас­счи­ты­вал, что его воз­на­гра­дят доспе­ха­ми Ахил­ла, но Одис­сей, сра­жав­ший­ся с тро­ян­ца­ми в то вре­мя, пока Аякс уно­сил труп, так­же пре­тен­до­вал на доспе­хи. На одной из сто­рон этой чаши изо­бра­же­ны два героя с обна­жен­ны­ми меча­ми, поссо­рив­ши­е­ся из-за того, кто досто­ин наг­ра­ды. Их това­ри­щи удер­жи­ва­ют их, в то вре­мя как Ага­мем­нон пыта­ет­ся раз­ве­сти их по сто­ро­нам. На дру­гой сто­роне гре­ки про­во­дят голо­со­ва­ние, скла­ды­вая камеш­ки на низ­кой плат­фор­ме перед сопер­ни­ка­ми. Подав­лен­ный Аякс хва­та­ет­ся за поник­шую голо­ву, про­иг­рав на один голос.


Источники:
(cc) 2018 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum (CC BY-SA 4.0).
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca греция grecia graecia hellas герой аякс аякса аянт эант теламонид теламонида великий ajax текмесса текмессы tekmessa tecmessa троянская война bellum troianum техника в технике аттика аттический аттическая attika attica краснофигурный краснофигурная чаша килик килика kylix cylix тип b женская одежда меч ensis ножны vagina перевязь balteus серьга серьги борода бородатый мужчина barba barbatum тения лента повязка taenia tainia тондо медальон tondo самоубийство суицид suicidium меандр meander meandros мастер художник вазописец бригос бриг брига смерть накрывает тело инв № 86.ae.286