Геракл, сражающийся с Лернейской гидрой
Арибалл. Коринф.
Терракотта. Ок. 600—575 гг. до н. э.
11,2 × 11,7 см.
Инв. № 92.AE.4.Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу

Геракл, сражающийся с Лернейской гидрой.

Арибалл. Коринф.
Терракотта. Ок. 600—575 гг. до н. э.
11,2 × 11,7 см.
Инв. № 92.AE.4.

Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.

Происхождение:
? — Galerie Günter Puhze (Фрай­бург, Гер­ма­ния).
Не позд­нее 1988 по 1989 год — Galerie Nefer (Цюрих, Швей­ца­рия), про­да­на Бар­ба­ре и Лоурен­су Флейш­ма­ну в 1989.
1989—1992 — Бар­ба­ра Флейш­ман и Лоуренс Флейш­ман (аме­ри­ка­нец, 1925—1997, Нью-Йорк, Нью-Йорк), про­да­но Музею Дж. Пола Гет­ти в 1992.

Описание:
Над­пись: коринф­ским алфа­ви­том напи­са­ны име­на изо­бра­жен­ных фигур: Афи­на, Геракл и Иолай. Иолая во вто­рой раз назы­ва­ют по отче­ству Ифи­к­лидом. Эти над­пи­си были пере­веде­ны Кеном Хам­мой.

На этом чрез­вы­чай­но дета­ли­зи­ро­ван­ном коринф­ском чер­но­фи­гур­ном ари­бал­ле (сосуд для мас­ла) Геракл сра­жа­ет­ся с Лер­ней­ской гид­рой, мно­го­го­ло­вым змее­по­доб­ным мон­стром. Уни­что­же­ние сви­ре­по­го суще­ства тре­бо­ва­лось Герак­лу для выпол­не­ния вто­ро­го из две­на­дца­ти подви­гов, назна­чен­ных ему царем Эври­сфе­ем. Герой хва­та­ет одну из зме­и­ных голов, нано­ся мон­стру удар мечом. Одна из голов Гид­ры соби­ра­ет­ся уку­сить Герак­ла за пле­чо, а сза­ди к лодыж­ке героя под­пол­за­ет краб, послан­ный на помощь Гид­ре. Поза­ди него сто­ит боги­ня Афи­на, пред­ла­гая свою под­держ­ку. Геракл и Афи­на обо­зна­че­ны ретро­град­ны­ми над­пи­ся­ми, т. е. напи­сан­ны­ми спра­ва нале­во, харак­тер­ным дори­че­ским алфа­ви­том Корин­фа. Ана­ло­гич­но, над­пи­си на дру­гой сто­роне вазы иден­ти­фи­ци­ру­ют Иолая, пле­мян­ни­ка Герак­ла и пре­дан­но­го спут­ни­ка, и Ифик­ла (под­пи­сан­но­го как Ифи­к­лид), бра­та-близ­не­ца Герак­ла. Одна фигу­ра дер­жит Гид­ру, в то вре­мя как дру­гая (под руч­кой вазы) изо­бра­же­на в каче­стве колес­ни­че­го, голо­ва кото­ро­го обра­ще­на назад, лицом к бою, дер­жа нагото­ве колес­ни­цу, чтобы увез­ти победив­ше­го героя. Неиден­ти­фи­ци­ро­ван­ная жен­ская голо­ва, обра­щен­ная вле­во, укра­ша­ет саму руч­ку.

Созда­вая одни из самых ран­них повест­во­ва­тель­ных сцен в арха­ич­ном гре­че­ском искус­стве, коринф­ские вазо­пис­цы исполь­зо­ва­ли чер­но­фи­гур­ную тех­ни­ку: фигу­ры зак­ра­ши­ва­лись в чер­ный силу­эт, затем выре­за­лись дета­ли и добав­ля­лись белые и крас­ные крас­ки. Они пре­успе­ли, в част­но­сти, в овла­де­нии мини­а­тюр­но­го изо­бра­же­ния фри­за, где слож­ные мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты были искус­но пред­став­ле­ны в мель­чай­ших подроб­но­стях на поверх­но­сти неболь­ших сосудов. Хотя ари­бал­лы, неболь­шие емко­сти для аро­ма­ти­зи­ро­ван­ных масел, про­из­во­ди­лись серий­но и были широ­ко рас­про­стра­не­ны, лишь очень немно­гие из них так же искус­но испол­не­ны, как этот экзем­пляр.


Источники:
(cc) 2019 г. Фото, текст: The J. Paul Getty Museum (CC BY-SA 4.0).
Фотограф: Ellen Rosenbery.
Цифровая фотография предоставлена в рамках Программы открытых данных музея Гетти.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca богиня афина паллада athene athena pallas геракл геракла гераклом греция grecia graecia hellas лернейская гидра лернейской гидры с гидрой hydra техника в технике чернофигурный чернофигурная арибалл aryballos коринф коринфский коринфская corinth korinth женская одежда меч ensis ножны vagina конь кони лошадь лошади equus equi тения лента повязка taenia tainia упряжь сбруя вожжи глиняный лук второй подвиг краб краба рак рака колчан со стрелами борьба афины и инв № 92.ae.4