Нарцисс у родникаС виллы Петраро, около Стабий.
95 × 95 см.
Инв. № 61002.
Неаполь, Национальный археологический музей
Эта картина иллюстрирует миф о молодом Нарциссе у родника и украшала на вилле западную стену фригидария, обрамленную остроконечными выступами пилястров с капителями в форме подушек и ограниченную овами (четвертным валиком). Белая оштукатуренная основа имеет двойной карниз с овами и углублениями, на ней изображен молодой человек в доминирующем положении, сидящий в вялой позе на скале. Его правая рука сжимает край накидки, которая прикрывает его плечи и колено, в то время как левая рука опирается на скалу для поддержки. Его голова слегка наклонена, волосы длинные и волнистые, с сильными светотеневыми тонами. Ноги, подобно остальной части тела, расслаблены: правая нога согнута, а левая вытянута на переднем плане и опирается на основание колонны, которая обрамляет сцену слева. Юноша смотрит в мерцающий под скалой водоем, в котором отражается его лицо. Позади него, справа, идет эрот, держа горящий факел вниз огнем, что означает предзнаменование смерти. Пейзаж состоит из колонны на переднем плане (простой строительный элемент), и большого дерева, покрытого листвой, на противоположной стороне, с контрастными яркими пятнами, показывающими заостренные ветви с листьями.
Эта сцена типична для многих версий мифа, украшавших окрестности Везувия. Указание на воду идеально для окружающей обстановки фригидария и повторяется в образе речного бога, украшавшем противоположную стену в этой же комнате.
Декоративный стиль, классицизм и импрессионистская техника характерны для эпохи Нерона. Эта картина отражает стилистические особенности мастерской, работавшей перед самым извержением Везувия. Фактически, художественное оформление бань было прекращено катастрофой 24 августа 79 г. н. э., в то время, когда они еще расписывались, как это видно из раскопок.
Анна Мария Содо