Нарцисс у родника
С виллы Петраро, около Стабий.
95 × 95 см.
Инв. № 61002.Неаполь, Национальный археологический музей

Нарцисс у родника.

С виллы Петраро, около Стабий.
95 × 95 см.
Инв. № 61002.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Описание:
Эта кар­ти­на иллю­ст­ри­ру­ет миф о моло­дом Нар­цис­се у род­ни­ка и укра­ша­ла на вил­ле запад­ную сте­ну фри­гида­рия, обрам­лен­ную ост­ро­ко­неч­ны­ми высту­па­ми пиляст­ров с капи­те­ля­ми в фор­ме поду­шек и огра­ни­чен­ную ова­ми (чет­верт­ным вали­ком). Белая ошту­ка­ту­рен­ная осно­ва име­ет двой­ной кар­низ с ова­ми и углуб­ле­ни­я­ми, на ней изо­бра­жен моло­дой чело­век в доми­ни­ру­ю­щем поло­же­нии, сидя­щий в вялой позе на ска­ле. Его пра­вая рука сжи­ма­ет край накид­ки, кото­рая при­кры­ва­ет его пле­чи и коле­но, в то вре­мя как левая рука опи­ра­ет­ся на ска­лу для под­держ­ки. Его голо­ва слег­ка нак­ло­не­на, воло­сы длин­ные и вол­ни­стые, с силь­ны­ми све­то­те­не­вы­ми тона­ми. Ноги, подоб­но осталь­ной части тела, рас­слаб­ле­ны: пра­вая нога согну­та, а левая вытя­ну­та на пере­д­нем плане и опи­ра­ет­ся на осно­ва­ние колон­ны, кото­рая обрам­ля­ет сце­ну сле­ва. Юно­ша смот­рит в мер­цаю­щий под ска­лой водо­ем, в кото­ром отра­жа­ет­ся его лицо. Поза­ди него, спра­ва, идет эрот, дер­жа горя­щий факел вниз огнем, что озна­ча­ет пред­зна­ме­но­ва­ние смер­ти. Пей­заж состо­ит из колон­ны на пере­д­нем плане (про­стой стро­и­тель­ный эле­мент), и боль­шо­го дере­ва, пок­ры­то­го лист­вой, на про­ти­во­по­лож­ной сто­роне, с кон­траст­ны­ми ярки­ми пят­на­ми, пока­зы­ваю­щи­ми заост­рен­ные вет­ви с листья­ми.

Эта сце­на типич­на для мно­гих вер­сий мифа, укра­шав­ших окрест­но­сти Везу­вия. Ука­за­ние на воду иде­аль­но для окру­жаю­щей обста­нов­ки фри­гида­рия и повто­ря­ет­ся в обра­зе реч­но­го бога, укра­шав­шем про­ти­во­по­лож­ную сте­ну в этой же ком­на­те.

Деко­ра­тив­ный стиль, клас­си­цизм и импрес­си­о­нист­ская тех­ни­ка харак­тер­ны для эпо­хи Неро­на. Эта кар­ти­на отра­жа­ет сти­ли­сти­че­ские осо­бен­но­сти мастер­ской, работав­шей перед самым извер­же­ни­ем Везу­вия. Фак­ти­че­ски, худо­же­ст­вен­ное оформ­ле­ние бань было пре­кра­ще­но ката­стро­фой 24 авгу­ста 79 г. н. э., в то вре­мя, когда они еще рас­пи­сы­ва­лись, как это вид­но из рас­ко­пок.

Анна Мария Содо

Литература:
Bibl:. De Caro 1987, pp. 17—19, fig. 12 and bibliography already mentioned; Sodo, in In stabiano. Cultura e archeologia da Stabiae: la città e il territorio tra l’età arcaica e l’età romana. Castellammare di Stabia, 2001, p. 138, no. 262.

Источники:
© 2001 Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, p. 86, no. 30.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca нарцисс нарцисса narcissus эрот эроты эрос эрота eros римская romana амур амуры купидон купидона amor скульптура скульптурный sculptura римский римские рельеф стук стукко стюк штук крылатый крылатого alatus alata колонна колонны columna фонтан горящий факел полуобнаженный полуобнаженного священное дерево сидящая сидящий обнаженный мужчина перевернутый опрокинутый угасающий вилла петраро ди сомма санта мария ла карита villa petraro di somma santa maria la carita стабии из стабий стабианская стабианские стабианское stabiae фригидарий frigidarium у родника инв № 61002