Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.Высота 87 см.Берлин, Государственные музеи, Античное собрание
Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим.
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.
Высота 87 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.
Происхождение:
Из Лаконики.
Описание:
Этот рельеф из Лаконики — своеобразное надгробие — отражает отношение древних греков к культу мертвых. Он был установлен как памятник-посвящение на могиле двух усопших, родственники которых должны были подносить им жертвенные дары. Мужчина и женщина изображены сидящими в резном кресле с высокой спинкой в торжественно-строгой позе (так обычно представляли героев, отсюда и условное название рельефа «героический»). Мужчина, сильно выдвинутый на передний план, одет в хитон, плащ и ременные сандалии, лицо его, повернутое в фас, обращено к зрителю, с головы на плечи спадают бусообразные волосы. В правой руке он держит канфар, приготовленный для сбора приношений. Женщина, сидящая рядом с ним, величественно подымает край покрывала, призывая взглянуть на происходящее. Юноша и девушка, идущие друг за другом, преподносят усопшим дары: яйцо, петуха, цветок и плод граната. Вся сцена, представленная на рельефе, пронизана ясно читаемой символикой. Если змея, выползающая из-под нижней части кресла, указывает путь в царство теней подземного мира, во владения Аида и Персефоны, то принесенные дары — символы плодородия — знаменуют вечную жизнь в бесконечном ее обновлении. Древнегреческий мастер передает как бы две стороны бытия, два различных его состояния, и этому подчинено все художественное осмысление рельефа. Величавые фигуры усопших, слитые в неразрывном единстве, подчиняют себе всю плоскость рельефа. От этого свободного разворота в пространстве фигурки дарителей, мерно движущиеся у края плиты и ритмически повторяющие одна другую, кажутся зрителю совсем маленькими.
Рельеф не имеет архитектурного обрамления, его края образуют неправильную форму, что часто встречается и на других рельефах из Спарты.
Рельеф не имеет архитектурного обрамления, его края образуют неправильную форму, что часто встречается и на других рельефах из Спарты.
Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 50.
Фотограф Г. Мурза.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 50.
Фотограф Г. Мурза.