Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим. Деталь
Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.
Берлин, Государственные музеи, Античное собрание

Надгробный рельеф, изображающий поклонение героизированным умершим. Деталь.

Серо-голубой мрамор. Ок. 550—530 гг. до н. э.
Высота 87 см.

Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Происхождение:
Из Лако­ни­ки.

Описание:
Этот рельеф из Лако­ни­ки — свое­об­раз­ное над­гро­бие — отра­жа­ет отно­ше­ние древ­них гре­ков к куль­ту мерт­вых. Он был уста­нов­лен как памят­ник-посвя­ще­ние на моги­ле двух усоп­ших, род­ст­вен­ни­ки кото­рых долж­ны были под­но­сить им жерт­вен­ные дары. Муж­чи­на и жен­щи­на изо­бра­же­ны сидя­щи­ми в рез­ном крес­ле с высо­кой спин­кой в тор­же­ст­вен­но-стро­гой позе (так обыч­но пред­став­ля­ли геро­ев, отсюда и услов­ное наз­ва­ние релье­фа «геро­и­че­ский»). Муж­чи­на, силь­но выдви­ну­тый на пере­д­ний план, одет в хитон, плащ и ремен­ные сан­да­лии, лицо его, повер­ну­тое в фас, обра­ще­но к зри­те­лю, с голо­вы на пле­чи спа­да­ют бусо­об­раз­ные воло­сы. В пра­вой руке он дер­жит кан­фар, при­готов­лен­ный для сбо­ра при­но­ше­ний. Жен­щи­на, сидя­щая рядом с ним, вели­че­ст­вен­но поды­ма­ет край пок­ры­ва­ла, при­зы­вая взг­ля­нуть на про­ис­хо­дя­щее. Юно­ша и девуш­ка, иду­щие друг за дру­гом, пре­под­но­сят усоп­шим дары: яйцо, пету­ха, цве­ток и плод гра­на­та. Вся сце­на, пред­став­лен­ная на релье­фе, про­ни­за­на ясно читае­мой сим­во­ли­кой. Если змея, выпол­заю­щая из-под ниж­ней части крес­ла, ука­зы­ва­ет путь в цар­ство теней под­зем­но­го мира, во вла­де­ния Аида и Пер­се­фо­ны, то при­не­сен­ные дары — сим­во­лы пло­до­ро­дия — зна­ме­ну­ют веч­ную жизнь в бес­ко­неч­ном ее обнов­ле­нии. Древ­не­гре­че­ский мастер пере­да­ет как бы две сто­ро­ны бытия, два раз­лич­ных его состо­я­ния, и это­му под­чи­не­но все худо­же­ст­вен­ное осмыс­ле­ние релье­фа. Вели­ча­вые фигу­ры усоп­ших, сли­тые в нераз­рыв­ном един­стве, под­чи­ня­ют себе всю плос­кость релье­фа. От это­го сво­бод­но­го раз­во­рота в про­стран­стве фигур­ки дари­те­лей, мер­но дви­жу­щи­е­ся у края пли­ты и рит­ми­че­ски повто­ря­ю­щие одна дру­гую, кажут­ся зри­те­лю совсем малень­ки­ми.
Рельеф не име­ет архи­тек­тур­но­го обрам­ле­ния, его края обра­зу­ют непра­виль­ную фор­му, что часто встре­ча­ет­ся и на дру­гих релье­фах из Спар­ты.

Источники:
© Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом.
Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 51.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие погребальная погребальный погребальные серо-голубой мрамор надгробный рельеф изображающий поклонение героизированным умершим надгробие памятник-посвящение яйцо петух куры цветок гранат плод граната змея дары юноша девушка