Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Высота 61 см.Инв. № 16757.Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Высота 61 см.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
Ахиллес и Аякс играют в кости
Амфора. Глина. Высота 61 см. Рим, Музеи Ватикана.
Ни форма сосуда, ни изображенный сюжет не являются необычными. Форма этой амфоры — классической емкости для хранения вина, оливкового масла или зерна — такая же, как и у многих других амфор. В данном случае мы знаем имена двух играющих героев по примерно 70 другим их изображениям. Единственное, что отличает представленную здесь чернофигурную вазу, — это великолепное качество исполнения. Это и неудивительно, поскольку она была сделана и расписана мастером своего дела Эксекием. О нем было сказано, что он сделал шаг от ремесла к искусству. Однако в действительности он не ввел в вазопись каких-либо новых элементов. Так что эта оценка просто еще раз подтверждает тот факт, что греческая вазопись — это искусство, и очень значима именно как искусство, даже если древние источники не много рассказывают о нем, в отличие от скульптуры или настенной живописи. Расписанные вазы ценились не только греками на родине, их также экспортировали, особенно из Коринфа, а позже еще и из Афин, которые доминировали на этом рынке, в колонии восточного и западного побережья Средиземного моря. Этруски в Италии также были большими почитателями глиняных произведений искусства, их находят в роскошных этрусских погребальных комплексах. Поскольку первые расписанные вазы были обнаружены не в самой Греции, а в Италии, особенно в этрусских некрополях, то первоначально считали, что создателями этих произведений были этруски. Амфора Эксекия также найдена в некрополе Вульчи в Этрурии.
Композиция сцены спокойна и гармонична; рисунок отличается выдающимся мастерством. Эксекий каллиграфически написал свое имя как автора и вазы и росписи, а также имена игроков, исключив любые сомнения относительно представленного сюжета. Ахиллес в великолепном шлеме и Аякс сидят напротив друг друга. Между ними стоит тумба, на которой лежит игральная доска. Они наклонились вперед и полностью поглощены игрой в кости, Ахиллес говорит «четыре», а Аякс — «три», как можно прочитать на надписях возле их губ. Таким образом, Ахиллес выиграл, а Аякс, возбужденно подавшийся вперед, проиграл. Композиция сцены построена на принципах симметрии, но незначительные различия, такие как шлем только на Ахиллесе, или движение вперед одного из игроков делают ее менее строгой. То же самое происходит и с копьями, которые перекрещиваются в центре, но находятся в разных плоскостях. Два щита, прислоненные к стенам, имеют одинаковые очертания, но на них разные узоры: слева — голова грифона над пантерой, справа — Горгоны. Поверх доспехов герои одеты в роскошно украшенные плащи, орнаменты которых выполнены с изумительной тонкостью. Эксекий тщательно процарапал меандры, плетенки, спирали, звезды и так далее. То, что повязка в волосах и кудри надо лбом Аякса напоминают архаических куросов, мраморные статуи юношей, конечно, не является простым совпадением. Тщательно уложенные прически говорят зрителю, что у изображенных было время заботиться о своей аристократической внешности, чтобы тем самым служить воплощением идеала внешней красоты и внутреннего достоинства. Герои Ахиллес и Аякс, разумеется, тоже олицетворяли этот греческий идеал.
© 1990 г. Фото: Scala (Firenze).