Ипполит и Федра
Фреска из Помпей.
54 × 61 см.
Инв. № 20620.Неаполь, Национальный археологический музей

Ипполит и Федра.

Фреска из Помпей.
54 × 61 см.
Инв. № 20620.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи.
Происхождение:
Из Пом­пей. Про­ис­хож­де­ние неиз­вест­но.

Описание:
Крас­ная сте­на, где этот пинакс пер­во­на­чаль­но нахо­дил­ся, содер­жа­ла живо­пись, окру­жен­ную тон­кой белой рам­кой. На кар­тине изо­бра­же­ны четы­ре фигу­ры: сидя­щая жен­щи­на сле­ва, три сто­я­щие фигу­ры в цен­тре, а так­же лошадь и соба­ка спра­ва. В цен­тре — сто­я­щая фрон­таль­но обна­жен­ная муж­ская фигу­ра с копьем, в одной лишь дра­пи­ро­ван­ной хла­миде, заки­ну­той за спи­ну с одной сто­ро­ны. Поло­же­ние тела пред­по­ла­га­ет, что муж­чи­на опи­ра­ет­ся всем весом на левую ногу, а пра­вая нога слег­ка согну­та — паль­цы лишь каса­ют­ся зем­ли, — и под­ня­та, гото­вая сде­лать шаг. Дви­же­ние впра­во, кото­рое муж­чи­на соби­ра­ет­ся сде­лать, раз­ви­то в верх­ней части тела с неболь­шим пере­ко­сом бюста, дви­же­ние под­черк­ну­то муску­ла­ми на его груди, лице и лок­те. Муску­лы под­черк­ну­ты и выде­ля­ют­ся на фоне заго­ре­лой кожи и, вме­сте с согну­той пра­вой рукой, пред­по­ла­га­ют дви­же­ние. Одна­ко жест руки, убран­ной назад, и недо­вер­чи­вый сер­ди­тый взгляд захва­ты­ва­ют и фоку­си­ру­ют при­сталь­ное вни­ма­ние на левой сто­роне, где сидит жен­ская фигу­ра на изящ­ном троне.

Она сидит пря­мо, лицо в фас. Ее пра­вая рука с пре­крас­ной армил­лой лежит на под­ло­кот­ни­ке в фор­ме кры­ла­той сфинкс; левая рука под­ня­та и тон­кая кисть дотра­ги­ва­ет­ся до гор­ла. Она пово­ра­чи­ва­ет­ся немно­го к цен­тру сце­ны, но смот­рит не на глав­но­го героя, а на зри­те­ля, ее при­сталь­ный взгляд застыл в акте тра­ги­че­ско­го откро­ве­ния. Поверх жел­то­го хито­на на ней наде­та пур­пур­ная ман­тия с зеле­ной окан­тов­кой, кото­рая плот­но обле­га­ет ее тело и обри­со­вы­ва­ет ее ноги — согну­тую левую и подо­бран­ную пра­вую. Эти чер­ты свиде­тель­ст­ву­ют о раз­ли­чии чувств двух пер­со­на­жей на пере­д­нем плане и ука­зы­ва­ют на их лич­но­сти и изо­бра­жен­ное собы­тие. Моло­дой чело­век, собрав­ший­ся идти на охоту, застыл на месте, пора­жен­ный при­зна­ни­ем, хотя демон­стри­ру­ет сла­бую реак­цию на полу­чен­ные ново­сти лишь в обмене взгляда­ми и неза­мет­ны­ми дви­же­ни­я­ми. Напро­тив, жен­щи­на, кото­рая изо­бра­же­на более дра­ма­тич­но, кажет­ся вели­че­ст­вен­ной и взвол­но­ван­ной. Двой­ст­вен­ный эффект пере­да­чи рук, когда пра­вая рука лежит сво­бод­но, а левая в мрач­ном пред­чув­ст­вии под­ня­та к гор­лу, изо­бра­же­ние фигу­ры в плос­ко­сти и в пер­спек­ти­ве, обво­ла­ки­ваю­щие изги­бы ее одеж­ды — всё это кон­тра­сти­ру­ет с креп­ким тело­сло­же­ни­ем моло­до­го чело­ве­ка. Поза­ди глав­ных фигур две вто­ро­сте­пен­ных: пожи­лая жен­щи­на в длин­ном дра­пи­ро­ван­ном хитоне и крас­ном голов­ном убо­ре и помощ­ник, кото­рый сдер­жи­ва­ет нетер­пе­ли­во­го бело­го коня, поме­щен­но­го спра­ва, соп­ро­вож­дае­мый гон­чей.

На зад­нем плане — две колон­ны с про­ви­саю­щей дра­пи­ров­кой меж­ду ними и поза­ди — вто­рое зда­ние, изо­бра­жен­ное силу­этом на фоне блед­но-зеле­но­го неба. Пре­об­ла­да­ет архи­тек­ту­ра глав­ной сце­ны, в то вре­мя, как недо­ста­ток при­ро­ды пере­дан неесте­ствен­но выглядя­щим небом, кото­рое по цве­ту боль­ше напо­ми­на­ет бур­ное море. Све­то­тень про­ис­хо­дит от един­ст­вен­но­го источ­ни­ка све­та сле­ва. Ком­по­зи­ция напо­ми­на­ет деко­ра­ции и пер­со­на­жей из гре­че­ских тра­гедий, кото­рые вдох­нов­ля­ли ита­лий­ских гон­ча­ров и худож­ни­ков в тече­ние IV в. до н. э. В нача­ле I века н. э. в Пом­пе­ях и Гер­ку­ла­ну­ме работал некий кам­пан­ский худож­ник, извест­ный как Элли­ни­сти­че­ский мастер, ибо он работал в гре­че­ском сти­ле, раз­ме­щая фигу­ры на пере­се­каю­щих­ся плос­ко­стях. Его кар­ти­ны демон­стри­ру­ют вли­я­ние ран­них опы­тов гре­ков по раз­ме­ще­нию груп­пы в про­стран­стве кар­ти­ны. Поэто­му эта кар­ти­на кажет­ся под­ра­жа­ни­ем гре­че­ской живо­пи­си. Сюжет напи­сан под вдох­но­ве­ни­ем теат­раль­ной сце­ны, где Фед­ра при­зна­ет­ся моло­до­му Иппо­ли­ту, собрав­ше­му­ся на охоту. Влю­бив­ша­я­ся в сво­его пасын­ка и отверг­ну­тая им, Фед­ра, вто­рая жена Тесея, покон­чи­ла с собой, лож­но обви­нив Иппо­ли­та в соблаз­не­нии. Суще­ст­ву­ет сход­ство с фреской из Гер­ку­ла­ну­ма (Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli, I. 1 — I. 2, Rome 1989, I. 1, p. 150, no. 195) и еще одной кар­ти­ной из Ста­бий (Miniero P., Stabiae. Pitture e stucchi delle ville romane, exhibition catalogue, Naples 1989, p. 36), на кото­рой изо­бра­жен Иппо­лит, отвер­гаю­щий Фед­ру, а часть образ­ной ком­по­зи­ции с его маче­хой и ста­рой кор­ми­ли­цей утра­че­на. Миф об Иппо­ли­те часто встре­ча­ет­ся в настен­ной живо­пи­си и обыч­но изо­бра­жа­ют­ся яркие мгно­ве­ния этой исто­рии — или с немно­ги­ми фигу­ра­ми на сцене (см. Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli, I. 1 — I. 2, Rome 1989, I. 1, no. 76), или в сце­нах, подоб­ных этой, более слож­ных и деталь­ных. Источ­ни­ком для ико­но­гра­фии раз­лич­ных сцен слу­жил вто­рой «Иппо­лит» Эври­пида, кото­рый свел­ся к двум вер­си­ям этой исто­рии в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве: одна, в гре­че­ском сти­ле, сфо­ку­си­ро­ва­лась на дра­ме люб­ви Фед­ры, дру­гая повест­во­ва­ла о целой исто­рии в теат­раль­ном пред­став­ле­нии, изо­бра­жая глав­ные фигу­ры. На этой кар­тине ком­по­зи­ция в раз­ных плос­ко­стях, фрон­таль­ные позы и фигу­ры, немно­го повер­ну­тые в той же плос­ко­сти, име­ют ясно выра­жен­ное клас­си­че­ское вдох­но­ве­ние. Одна­ко, пере­да­ча рас­по­ло­же­ния духа геро­ев и попыт­ка управ­ле­ния местом (подо­бран­ная нога Фед­ры и дви­же­ние отк­ло­нен­ной пра­вой ноги Иппо­ли­та) поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что кар­ти­на отно­сит­ся к тра­ди­ци­ям третье­го сти­ля.

Мари­за Маст­ро­ро­бер­то

Литература:
Mastroroberto, in Riscoprire Pompei, exhibition catalogue, Rome 1993—1994, pp. 292—294, no. 225;
Mastroroberto, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 116—117, no. 68;
Mastroroberto, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 62, no. 31.

Источники:
© 2001 г. Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, p. 75—76, no. 26.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae греческая мифология mythologia graeca римский римская римские сфинкс сфинга sphinx федра федры phaedra ипполит ипполита hippolytus настенная роспись фреска фрески конь лошадь всадник кресло сиденье мебель скамеечка для ног мужская обувь женская одежда пинакс хламида хитон пурпурная мантия браслет украшение армилла крылатая колонна инв № 20620