54 × 61 см.Инв. № 20620.Неаполь, Национальный археологический музей
Ипполит и Федра.
54 × 61 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Она сидит прямо, лицо в фас. Ее правая рука с прекрасной армиллой лежит на подлокотнике в форме крылатой сфинкс; левая рука поднята и тонкая кисть дотрагивается до горла. Она поворачивается немного к центру сцены, но смотрит не на главного героя, а на зрителя, ее пристальный взгляд застыл в акте трагического откровения. Поверх желтого хитона на ней надета пурпурная мантия с зеленой окантовкой, которая плотно облегает ее тело и обрисовывает ее ноги — согнутую левую и подобранную правую. Эти черты свидетельствуют о различии чувств двух персонажей на переднем плане и указывают на их личности и изображенное событие. Молодой человек, собравшийся идти на охоту, застыл на месте, пораженный признанием, хотя демонстрирует слабую реакцию на полученные новости лишь в обмене взглядами и незаметными движениями. Напротив, женщина, которая изображена более драматично, кажется величественной и взволнованной. Двойственный эффект передачи рук, когда правая рука лежит свободно, а левая в мрачном предчувствии поднята к горлу, изображение фигуры в плоскости и в перспективе, обволакивающие изгибы ее одежды — всё это контрастирует с крепким телосложением молодого человека. Позади главных фигур две второстепенных: пожилая женщина в длинном драпированном хитоне и красном головном уборе и помощник, который сдерживает нетерпеливого белого коня, помещенного справа, сопровождаемый гончей.
На заднем плане — две колонны с провисающей драпировкой между ними и позади — второе здание, изображенное силуэтом на фоне бледно-зеленого неба. Преобладает архитектура главной сцены, в то время, как недостаток природы передан неестественно выглядящим небом, которое по цвету больше напоминает бурное море. Светотень происходит от единственного источника света слева. Композиция напоминает декорации и персонажей из греческих трагедий, которые вдохновляли италийских гончаров и художников в течение IV в. до н. э. В начале I века н. э. в Помпеях и Геркулануме работал некий кампанский художник, известный как Эллинистический мастер, ибо он работал в греческом стиле, размещая фигуры на пересекающихся плоскостях. Его картины демонстрируют влияние ранних опытов греков по размещению группы в пространстве картины. Поэтому эта картина кажется подражанием греческой живописи. Сюжет написан под вдохновением театральной сцены, где Федра признается молодому Ипполиту, собравшемуся на охоту. Влюбившаяся в своего пасынка и отвергнутая им, Федра, вторая жена Тесея, покончила с собой, ложно обвинив Ипполита в соблазнении. Существует сходство с фреской из Геркуланума (Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli, I. 1 — I. 2, Rome 1989, I. 1, p. 150, no. 195) и еще одной картиной из Стабий (Miniero P., Stabiae. Pitture e stucchi delle ville romane, exhibition catalogue, Naples 1989, p. 36), на которой изображен Ипполит, отвергающий Федру, а часть образной композиции с его мачехой и старой кормилицей утрачена. Миф об Ипполите часто встречается в настенной живописи и обычно изображаются яркие мгновения этой истории — или с немногими фигурами на сцене (см. Le Collezioni del Museo Nazionale di Napoli, I. 1 — I. 2, Rome 1989, I. 1, no. 76), или в сценах, подобных этой, более сложных и детальных. Источником для иконографии различных сцен служил второй «Ипполит» Эврипида, который свелся к двум версиям этой истории в изобразительном искусстве: одна, в греческом стиле, сфокусировалась на драме любви Федры, другая повествовала о целой истории в театральном представлении, изображая главные фигуры. На этой картине композиция в разных плоскостях, фронтальные позы и фигуры, немного повернутые в той же плоскости, имеют ясно выраженное классическое вдохновение. Однако, передача расположения духа героев и попытка управления местом (подобранная нога Федры и движение отклоненной правой ноги Ипполита) позволяют предположить, что картина относится к традициям третьего стиля.
Mastroroberto, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 116—
Mastroroberto, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 62, no. 31.