Статуя женщины с плодом граната
Белый аттический мрамор.
Ок. 575 г. до н. э.
Высота 193 см.
Инв. № Sk 1800.Берлин, Государственные музеи, Античное собрание

Статуя женщины с плодом граната.

Белый аттический мрамор.
Ок. 575 г. до н. э.
Высота 193 см.
Инв. № Sk 1800.

Берлин, Государственные музеи, Античное собрание.

Происхождение:
Най­де­на при рас­коп­ках в Кера­теа (Южная Атти­ка).

Описание:
Жен­ская ста­туя с пло­дом гра­на­та — одно из наи­бо­лее выра­зи­тель­ных про­из­веде­ний атти­че­ской скульп­ту­ры арха­и­че­ской поры. Воз­мож­но, что неко­гда эта ста­туя нахо­ди­лась в свя­ти­ли­ще или же слу­жи­ла над­гро­би­ем. Когда ста­тую обна­ру­жи­ли при рас­коп­ках в Кера­теа (Южная Атти­ка), на ней была защит­ная свин­цо­вая обо­лоч­ка, что свиде­тель­ст­ву­ет о том, как высо­ко ее цени­ли уже в древ­но­сти. Веро­ят­но, ее заку­та­ли и зако­па­ли око­ло 480 года до н. э., чтобы спа­сти от раз­ру­ше­ния во вре­мя гре­ко-пер­сид­ских войн. По всей види­мо­сти, после вой­ны о спря­тан­ной ста­туе забы­ли, но имен­но бла­го­да­ря тща­тель­ной свин­цо­вой упа­ков­ке хоро­шо сох­ра­ни­лась ее ори­ги­наль­ная рас­крас­ка. В ста­туе очень ярко про­явил­ся вели­ча­вый раз­мах атти­че­ско­го сти­ля гре­че­ской пла­сти­ки это­го вре­ме­ни, о чем крас­но­ре­чи­во свиде­тель­ст­ву­ют и мяг­кая закруг­лен­ность плеч, и обоб­щен­ная сти­ли­зо­ван­ная одеж­да, укра­шен­ная меанд­ро­вым орна­мен­том и фри­зом из цве­тов лото­са, и широ­кие, нис­па­даю­щие склад­ки, под­чер­ки­ваю­щие проч­ную ста­ти­ку позы. Голо­ву укра­ша­ет высо­кий голов­ной убор (так назы­вае­мый полос), на ногах — ремен­ные сан­да­лии. Тща­тель­но про­ра­ботан­ные укра­ше­ния — боль­шие серь­ги, оже­ре­лья и спи­рале­вид­ный брас­лет на левой руке — свиде­тель­ст­ву­ют о знат­ном про­ис­хож­де­нии моде­ли. В рас­крас­ке ста­туи гос­под­ст­ву­ет прин­цип пере­да­чи цве­та боль­ши­ми плос­ко­стя­ми в соче­та­нии жел­тых и крас­ных (охра) и синих (окись меди) тонов. Следы крас­ки вид­ны так­же на воло­сах, зрач­ках, бро­вях и губах ста­туи, в то вре­мя как лицо, руки и ноги сох­ра­ни­ли нату­раль­ный цвет мра­мо­ра. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся, что деко­ра­тив­ная звуч­ность рас­крас­ки была орга­ни­че­ски свя­за­на со скульп­тур­ной моде­ли­ров­кой. В пра­вой руке ста­туи — плод гра­на­та, в пред­став­ле­нии древ­них гре­ков — сим­вол пло­до­ро­дия. Лицо ее, чуть удли­нен­ное, с широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми, осве­щен­ное «арха­и­че­ской» улыб­кой, выра­жа­ет надеж­ду и радост­ное ожи­да­ние.

Источники:
© 1983 г. Фото, текст: Г. Р. Майер. Государственные музеи Берлина. ГДР. Альбом. Пер. с нем. Э. И. Ларионовой и Е. И. Марченко. М.: «Изобразительное искусство», 1983, кат. № 48.
Фотограф Г. Мурза.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие статуя statua statuae женская одежда браслет armilla сандалия сандалии solea плащ девушка молодая женщина девушки молодой женщины ожерелье torquis кора коры kore архаическая улыбка цветок цветы flos flores меандр meander meandros головной убор раскрашенная раскраска гранат плод граната punica granatum полос polos гиматий hymation himation длинный хитон chiton khiton лотос lotus белый аттический мрамор с плодом граната берлинская богиня охра символ плодородия кератеа keratea инв № sk 1800