Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. Ок. 490 г. до н. э.
Высота 25 см, диаметр 31,6 см.
Инв. № IV 3710.Вена, Музей истории искусств

Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.

Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. Ок. 490 г. до н. э.
Высота 25 см, диаметр 31,6 см.
Инв. № IV 3710.

Вена, Музей истории искусств.

Происхождение:
Из Цере (Чер­ве­те­ри, Ита­лия).

Описание:
Ски­фос Бри­госа
Изо­бра­же­ние на этой боль­шой чаше, кото­рая была созда­на в мастер­ской гон­ча­ра Бри­госа, вдох­нов­ле­но сце­ной из Или­а­ды Гоме­ра: Ахилл, про­слав­лен­ный гре­че­ский герой Тро­ян­ской вой­ны, лежит на ложе (kline) в сво­ем шат­ре и наслаж­да­ет­ся тра­пе­зой. Он дер­жит нож в пра­вой руке и кусок мяса в левой. Несколь­ко длин­ных лом­тей мяса сви­са­ют с обеден­но­го сто­ла, кото­рый сто­ит перед ложем Ахил­ла. Герой повер­нул голо­ву к вино­чер­пию, сто­я­ще­му воз­ле него. Сте­ны шат­ра укра­ше­ны одеж­дой и ору­жи­ем гре­че­ско­го героя. Под ложем нахо­дит­ся тело тро­ян­ско­го царе­ви­ча Гек­то­ра с кро­вото­ча­щей раной в груди. Его руки, вытя­ну­тые поза­ди голо­вы, свя­за­ны, посколь­ку Ахилл при­вя­зал тело уби­то­го к сво­ей колес­ни­це и тащил его вокруг моги­лы Патрок­ла, сво­его нераз­луч­но­го дру­га, уби­то­го Гек­то­ром. Сле­ва к Ахил­лу при­бли­жа­ет­ся неза­ме­чен­ная им про­цес­сия людей. Ее воз­глав­ля­ет При­ам, пре­ста­ре­лый царь Трои, кото­рый сто­ит у нож­ки ложа. Он решил совер­шить эту труд­ное путе­ше­ст­вие, чтобы выку­пить тело сво­его мерт­во­го сына. Сле­ва слу­ги и слу­жан­ки несут выкуп: пре­крас­ные сосуды из метал­ла и шка­тул­ки, пол­ные дра­го­цен­но­стей.
Тема выку­па Гек­то­ра извест­на уже из арха­и­че­ских работ VI в. до н. э. Одна­ко ни одно ран­нее изо­бра­же­ние не выра­жа­ет такой боль­шой сим­па­тии к судь­бе тро­ян­ско­го царя, как работа масте­ра Бри­госа; его кар­ти­на наи­бо­лее близ­ка к собы­ти­ям, опи­сан­ным в 24-й кни­ге Или­а­ды Гоме­ра.
Тре­пет­ное отно­ше­ние к источ­ни­кам и иск­лю­чи­тель­ное вни­ма­ние к мель­чай­шим дета­лям сде­ла­ли Масте­ра Бри­госа, назван­но­го так по име­ни гон­ча­ра, одним из самых зна­чи­тель­ных вазо­пис­цев нача­ла V в. до н. э. Боль­шин­ство его кар­тин пол­ны энер­гич­но­го дей­ст­вия. Сво­и­ми быст­ро про­чер­чен­ны­ми лини­я­ми он при­да­ет фигу­рам повы­шен­ную напря­жен­ность; едва уло­ви­мое дви­же­ние одежд ожив­ля­ет их, тогда как спо­кой­ные сце­ны, напо­до­бие выку­па Гек­то­ра, созда­ют атмо­сфе­ру покор­ной сдер­жан­но­сти (ср. 111 стр. 25).

Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 110, cat. 42.
Ключевые слова: керамика глина терракота греция grecia graecia hellas приам просит ахилла о выкупе тела гектора краснофигурный скифос сторона a аттика мастер бригос ахилл ахиллес гектор троянская война кровать ложе постель подушка меч ножны круглый щит аспис aspis шлем выкуп голова горгона горгоны медуза медузы свита дары мясо жертвенный нож machaira клине kline виночерпий бык тигр инв № iv 3710