Ника Самофракийская
Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.Инв. № Ma 2369.Париж, Лувр Фото: Frederick Taer

Ника Самофракийская.

Мрамор. Ок. 190 г. до н. э.
Инв. № Ma 2369.

Париж, Лувр.

Происхождение:
Най­де­на Шар­лем Шам­пу­азо в апре­ле 1863 на ост­ро­ве Само­фра­кия (Гре­ция), в Эгей­ском море.

Описание:

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ

Кры­ла­тая боги­ня победы Ника, дочь оке­а­ниды Стикс и Пал­ни­и­та (сына тита­на Крия), была посто­ян­ной спут­ни­цей Зев­са, кото­рый все­гда изо­бра­жал­ся с фигу­рой Ники в руках. Зевс Олим­пий­ский работы зна­ме­ни­то­го Фидия дер­жал в хра­ме в пра­вой руке Нику из золота и сло­но­вой кости. У каж­дой нож­ки тро­на «отца» тоже были изо­бра­же­ны тан­цу­ю­щие фигур­ки Ники.

В III веке до нашей эры (или нача­ле II века) ста­туя Ники была изготов­ле­на на ост­ро­ве Само­фра­кия — на высо­кой ска­ле у вхо­да в гавань, на поста­мен­те в виде носа гале­ры. Ярост­ные вол­ны раз­би­ва­лись о ска­лу у ног боги­ни, ветер стре­мил­ся при­жать ее рас­прав­лен­ные кры­лья…

Склад­ки ее одеж­ды тяже­лы­ми мас­са­ми обви­ва­ют­ся вокруг ног, обте­ка­ют вокруг бедер и тем самым зри­тель­но пере­да­ют соп­ро­тив­ле­ние, кото­рое пре­одо­ле­ва­ет рас­про­стер­шая свои кры­лья боги­ня. Если бы Ника не боро­лась с вет­ром, она каза­лась бы слиш­ком боль­шой и тяже­лой, но бла­го­да­ря устрем­лен­но­му впе­ред телу, бла­го­да­ря бур­но­му дви­же­нию ее мощ­ные про­пор­ции теря­ют свою груз­ность, при­об­ре­тая чару­ю­щую строй­ность. Испол­нен­ная тре­вож­но­го напря­же­ния и поры­ва, чуть подав­шись впе­ред, напе­ре­кор вет­ру, Ника как буд­то гото­ви­лась взле­теть над морем.

Это дей­ст­ви­тель­но все сме­таю­щая на сво­ем пути боги­ня победы. Ника сто­ит, дер­жа в одной руке кре­сто­об­раз­ное укра­ше­ние непри­я­тель­ско­го кораб­ля. Боги­ня была обра­ще­на к греб­цам, но при виде бере­га она обо­ра­чи­ва­ет­ся к нему и тру­бит радост­ный сиг­нал, чтобы воз­ве­стить о мор­ской победе Демет­рия Поли­ор­ке­та, одер­жан­ной им в бит­ве при Сала­мине (об этом мож­но судить по сох­ра­нив­шим­ся моне­там).

В 1863 году мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты этой ста­туи были най­де­ны фран­цуз­ски­ми архео­ло­га­ми. Их береж­но собра­ли, но голо­ву и руки боги­ни, несмот­ря на упор­ные поис­ки, так и не уда­лось обна­ру­жить. Но Ника так изящ­на, а фор­мы чело­ве­че­ско­го тела так выра­зи­тель­ны, что об отсут­ст­вии рук и голо­вы про­сто забы­ва­ешь. Спу­стя сто­ле­тие непо­да­ле­ку от места пер­во­на­чаль­ных рас­ко­пок на ост­ро­ве Само­фра­кия нашли кисть пра­вой руки, кото­рая (по пред­по­ло­же­ни­ям неко­то­рых уче­ных) при­над­ле­жит Нике. Прав­да, дру­гие иссле­до­ва­те­ли не сог­ла­ша­ют­ся с таким утвер­жде­ни­ем.

Сей­час ста­туя Ники Само­фра­кий­ской выстав­ле­на в Лув­ре — на пово­ро­те широ­кой лест­ни­цы. Она сто­ит на камне, как на носу кораб­ля, рас­ки­нув обло­ман­ные кры­лья, в раз­ве­ваю­щих­ся мра­мор­ных одеж­дах. К Нике надо при­бли­жать­ся не спе­ша и, не отры­вая взгляда, обой­ти ее спра­ва и сле­ва… А потом сно­ва вер­нуть­ся к ней вече­ром, когда под дей­ст­ви­ем силь­ных про­жек­то­ров мра­мор начи­на­ет све­тить­ся и при­об­ре­та­ет уди­ви­тель­ную про­зрач­ность. Тогда про­из­веде­ние неиз­вест­но­го антич­но­го скуль­п­то­ра про­из­во­дит осо­бен­но силь­ное впе­чат­ле­ние.

Ста­ти­ке и одно­об­ра­зию мерт­во­го кам­ня про­ти­во­сто­ит его тре­пет­ное дви­же­ние, ожив­шее под рукой безы­мян­но­го масте­ра. Око­ло Ники все­гда сто­ят мно­го­чис­лен­ные груп­пы тури­стов, но люди кажут­ся малень­ки­ми перед ней: Ника «парит» над ними и в то же вре­мя устрем­ле­на к ним. Она воз­ве­ща­ет о победе и сама явля­ет­ся ее оли­це­тво­ре­ни­ем.

Кры­ла­тая Ника как буд­то толь­ко что опу­сти­лась на нос кораб­ля, еще пол­на поры­ви­сто­го дви­же­ния. Это осо­бен­но ощу­ща­ет­ся, если смот­реть на ста­тую спра­ва. Лег­кая ткань при­под­ни­ма­ет­ся на высо­кой груди боги­ни, чуть ниже она почти вплот­ную обле­га­ет ее тело, под­чер­ки­вая его упру­гую строй­ность. Вокруг бедер склад­ки хито­на начи­на­ют набе­гать друг на дру­га и нако­нец неисто­во устрем­ля­ют­ся вдоль отстав­лен­ной назад ноги. Им вто­рят кры­лья и раз­ве­ваю­щий­ся плащ Ники, кажет­ся, что еще мгно­ве­ние — и боги­ня взле­тит…

Если встать пря­мо перед Никой, то впе­чат­ле­ние от ста­туи изме­нит­ся. В богине появ­ля­ет­ся боль­ше покоя, урав­но­ве­шен­но­сти, но виде­ние пол­но­стью не исче­за­ет: све­жий ветер так же отбра­сы­ва­ет «Взад непо­кор­ные склад­ки одеж­ды, колы­шет их… И Ника в любую мину­ту гото­ва взмах­нуть сво­и­ми могу­чи­ми кры­лья­ми… Доныне тру­бит она в свой побед­ный рог, и ника­кие бури сто­ле­тий не могут заглу­шить без­звуч­но­го шума ее кры­льев».


Источники:
© 2006 г. Фото: Frederick Taer
© 2005 г. Текст: Ионина Н. А. 100 великих сокровищ. М., Изд-во «Вече», 2005.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura греческий греческая греческое греческие статуя statua statuae мифология mythologia graeca крылатая богиня нике ника ники nice nike мрамор самофракийская виктория шарль шампуазо инв № ma 2369