Травля диких животных на арене
Мозаика из виллы Боргезе.
III в.
224,6 × 540,1 см.
Инв. № б/н.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе

Травля диких животных на арене.

Мозаика из виллы Боргезе.
III в.
224,6 × 540,1 см.
Инв. № б/н.

Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.

Частная коллекция, Боргезе.
Описание:

24. Моза­и­ка с изо­бра­же­ни­ем гла­ди­а­то­ров и охоты в цир­ке

320—330 гг.
Тес­се­ры из мра­мо­ра и извест­ня­ка.
224,6 × 540,1 см.
Без инв. номе­ра.

Эта боль­шая наполь­ная моза­и­ка была обна­ру­же­на кре­стья­на­ми во вла­де­нии Тор­ре­ну­ова на Виа Кази­ли­на 20 авгу­ста 1834 года. Моза­и­ка, состо­я­щая из поли­хром­ных тес­сер, укра­ша­ла крип­то­пор­тик вил­лы. Разде­лен­ный на сек­ции и достав­лен­ная в Кази­но-дель-Оро­ло­д­жо на вил­ле Бор­ге­зе, она была отре­ста­ври­ро­ва­на Гаэта­но Руспи и Филип­по Скач­ча, кото­рые уста­но­ви­ли ее в хол­ле. Лаку­ны и реста­ври­ро­ван­ные части затруд­ня­ют интер­пре­та­цию моза­и­ки в целом, но в любом слу­чае ком­по­зи­ция не была орга­нич­ной, что сле­ду­ет из того фак­та, что неко­то­рые фигу­ры несо­раз­мер­ны. Фраг­мент в цен­тре зала пред­став­ля­ет две раз­ные сце­ны: груп­пу муж­чин, сби­тых с ног и ранен­ных быком, и эпи­зод охоты, где двое муж­чин напа­да­ют на груп­пу живот­ных.

В этой сцене Саба­тий сра­жа­ет­ся с боль­шим бурым быком, а так­же с раз­но­цвет­ным стра­у­сом, анти­ло­пой и оле­нем с боль­ши­ми рога­ми; на пере­д­нем плане дру­гой охот­ник соби­ра­ет­ся убить льва.

На дру­гой сек­ции идет охота на пан­те­ру: в верх­нем реги­ст­ре четы­ре живот­ных, три из кото­рых прон­зе­ны копья­ми охот­ни­ков; в ниж­нем — еще одно мерт­вое живот­ное и двое охот­ни­ков, прон­заю­щих коша­чьих.

Осо­бый инте­рес пред­став­ля­ет сце­на с гла­ди­а­то­ром Алум­ном, убив­шим секу­то­ра (пре­сле­до­ва­те­ля) Мази­ци­а­на, изо­бра­жен­но­го лежа­щим на спине в соб­ст­вен­ной кро­ви. Алумн — одна из самых ярких фигур: на левой руке у него мани­ка (наруч), выпол­нен­ная из тес­сер раз­ных цве­тов, от крас­но­го до жел­то­го и зеле­но­го. Вокруг его тела белый subligaculum (пояс) с серы­ми поло­са­ми, удер­жи­вае­мый ярко рас­кра­шен­ной пере­вя­зью.

Инте­рес, вызы­вае­мый изо­бра­же­ни­ем сра­же­ний, охоты и убий­ства, демон­стри­ру­ет­ся нали­чи­ем имен сопер­ни­ков: рядом с пав­ши­ми сто­ит гре­че­ская бук­ва тета (Θ), пер­вая бук­ва сло­ва «тана­тос», смерть. Есте­ствен­ное про­стран­ство силь­но умень­ше­но: исполь­зо­ва­ние круп­ных тес­сер свиде­тель­ст­ву­ет о пре­об­ла­да­нии тех­ни­ки моза­и­чи­стов над ори­ги­наль­ным дизай­ном; цве­та ско­рее не моде­ли­ру­ют фигу­ры, а име­ют в основ­ном деко­ра­тив­ный эффект.

Пао­ло Море­но, Кья­ра Сте­фа­ни (2000)

Источники:
© 1998 г. Фото, текст: В. Тарновский. Гладиаторы. Изд-во «Слово», 1998. С. 44.
© 1987 г. Tessloff Verlag, Nürnberg.
© 2000 г. Описание: Paolo Moreno, Chiara Stefani. The Borghese Gallery (Heritage Guides). Touring Club Italiano, 2000. P. 61, cat. no. 24.
© 2021 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.
Ключевые слова: мозаика рим римская лев льва leo коллекция боргезе бык быка taurus животные напольная антилопа сцена охоты охота страус strutionum раненый раненный дикое животное дикие зверь звери гладиатор гладиатора гладиаторы кабан вепрь гладиаторский бой гладиаторов схватка с животными звериная травля зверей на арене диких животных венацио venatio venationes бестиарий бестиарии бестиария bestiarius bestiarii венатор венаторы venator охотничье копье рогатина венабул венабулум venabulum мужское нижнее белье из виллы сабатий sabatius инв № б н