III в.
224,6 × 540,1 см.Инв. № б/н.Рим, Музей и галерея виллы Боргезе
Травля диких животных на арене.
III в.
224,6 × 540,1 см.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
24. Мозаика с изображением гладиаторов и охоты в цирке
320—Тессеры из мрамора и известняка.
224,6 × 540,1 см.
Без инв. номера.
Эта большая напольная мозаика была обнаружена крестьянами во владении Торренуова на Виа Казилина 20 августа 1834 года. Мозаика, состоящая из полихромных тессер, украшала криптопортик виллы. Разделенный на секции и доставленная в Казино-дель-Оролоджо на вилле Боргезе, она была отреставрирована Гаэтано Руспи и Филиппо Скачча, которые установили ее в холле. Лакуны и реставрированные части затрудняют интерпретацию мозаики в целом, но в любом случае композиция не была органичной, что следует из того факта, что некоторые фигуры несоразмерны. Фрагмент в центре зала представляет две разные сцены: группу мужчин, сбитых с ног и раненных быком, и эпизод охоты, где двое мужчин нападают на группу животных.
В этой сцене Сабатий сражается с большим бурым быком, а также с разноцветным страусом, антилопой и оленем с большими рогами; на переднем плане другой охотник собирается убить льва.
На другой секции идет охота на пантеру: в верхнем регистре четыре животных, три из которых пронзены копьями охотников; в нижнем — еще одно мертвое животное и двое охотников, пронзающих кошачьих.
Особый интерес представляет сцена с гладиатором Алумном, убившим секутора (преследователя) Мазициана, изображенного лежащим на спине в собственной крови. Алумн — одна из самых ярких фигур: на левой руке у него маника (наруч), выполненная из тессер разных цветов, от красного до желтого и зеленого. Вокруг его тела белый subligaculum (пояс) с серыми полосами, удерживаемый ярко раскрашенной перевязью.
Интерес, вызываемый изображением сражений, охоты и убийства, демонстрируется наличием имен соперников: рядом с павшими стоит греческая буква тета (Θ), первая буква слова «танатос», смерть. Естественное пространство сильно уменьшено: использование крупных тессер свидетельствует о преобладании техники мозаичистов над оригинальным дизайном; цвета скорее не моделируют фигуры, а имеют в основном декоративный эффект.
© 1987 г. Tessloff Verlag, Nürnberg.
© 2000 г. Описание: Paolo Moreno, Chiara Stefani. The Borghese Gallery (Heritage Guides). Touring Club Italiano, 2000. P. 61, cat. no. 24.
© 2021 г. Перевод с англ.: С. И. Сосновский.