Виктория с четверкой коней
Подпись: «делал Руф».
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Виктория с четверкой коней.

Подпись: «делал Руф».
Сардоникс. Римская работа. I в. до н. э.
2,6 × 1,9 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Из кол­лек­ции гер­цо­га Орле­ан­ско­го, 1787 г.

Описание:
Руф — един­ст­вен­ное име­ю­ще­е­ся на камее латин­ское имя рез­чи­ка в эрми­таж­ной кол­лек­ции. Его имя напо­ми­на­ет про­зви­ще «руфос» (лат. «рыжий»), это чело­век из воль­ноот­пу­щен­ни­ков. И под­пись свою он ста­вит на гем­ме по-гре­че­ски, и мане­ра его резь­бы не обна­ру­жи­ва­ет ниче­го спе­ци­фи­че­ски рим­ско­го. Это общий антич­но­му миру стиль. Идя нав­ст­ре­чу рим­ским заказ­чи­кам, при­вык­шим к гре­че­ским име­нам и гре­че­ским под­пи­сям, латин­ский рез­чик не при­бе­га­ет к род­но­му язы­ку. Не так ли после «Сезо­нов рус­ско­го бале­та» зару­беж­ные тан­цов­щи­цы пред­по­чи­та­ли име­но­вать­ся рус­ски­ми име­на­ми?
Камея Руфа — мини­а­тюр­ный шедевр. Сво­бо­да, дина­мизм и в то же вре­мя урав­но­ве­шен­ность ком­по­зи­ции в ова­ле пора­зи­тель­ны. Мы не зна­ем, что здесь от живо­пис­но­го ори­ги­на­ла, а что вне­се­но рез­чи­ком. Хотя моне­ты и одна инта­лия из Эрми­та­жа с вос­про­из­веде­ни­ем одно­имен­ной кар­ти­ны Нико­ма­ха пока­зы­ва­ют, что мастер был верен образ­цу. Изме­не­ния дик­то­ва­лись гори­зон­таль­ной вытя­ну­то­стью ова­ла гем­мы.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 178—179, № 77.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana крылатая богиня нике ника ники nice nike виктория виктории победа персонификация победы dea victoria римский римское римские камея камеи сардоникс с четверкой коней подпись делал руф конь кони лошадь лошади мастер