Аврора на колеснице
Сардоникс.
Римская работа. I в.
2,8 × 3,4 см.
Инв. № ГР-12738.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Аврора на колеснице.

Сардоникс.
Римская работа. I в.
2,8 × 3,4 см.
Инв. № ГР-12738.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея име­ет толь­ко лишь в одной эрми­таж­ной кол­лек­ции 10 реплик. Осо­бая сим­во­ли­ка была зак­лю­че­на в изо­бра­же­нии утрен­ней зари. Пер­вый смысл — обнов­ле­ние, вто­рой смысл (при­ня­тый со вре­мен похо­дов Анто­ния), ско­рее гео­гра­фи­че­ско­го харак­те­ра, — Восток. Реже, но встре­ча­ют­ся в рим­ских каме­ях изо­бра­же­ния боги­ни Луны Селе­ны на колес­ни­це быков. Тогда, про­ти­во­по­став­лен­ные друг дру­гу, два сюже­та зна­чи­ли: весь мир, вся все­лен­ная, от Восто­ка до Запа­да. Рим­ский рез­чик как буд­то пом­нит ста­рин­ный эпи­тет зари у Гоме­ра — «с пер­ста­ми пур­пур­ны­ми Эос»: он исполь­зу­ет слои двух­слой­но­го сар­до­ник­са, инвер­ти­руя их, фоном слу­жит белый слой, слов­но худо­же­ст­вен­ная мета­фо­ра тума­на или обла­ков, а для коней — корич­не­вый, колес­ни­ца и сама боги­ня выре­за­ны в крас­но-корич­не­вом слое. Впе­чат­ле­ние воздуш­ной дым­ки созда­ет­ся бла­го­да­ря более тем­но­му изо­бра­же­нию на пере­д­нем плане и более свет­ло­му — на вто­ром.

Источники:
© 1994 г. Текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 180—181, № 78.
© 2019 г. Фото, доп. информация: Государственный Эрмитаж.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana римский римское римские камея камеи богиня утренней зари эос dea eos аврора aurora колесница currus конь кони лошадь лошади equus equi упряжь сбруя вожжи подпруга упряжи бига на биге biga развевающийся вздутый надуваемый раздуваемый наполняемый ветром плащ конский нагрудник хомут двухслойный сардоникс двуслойный инв № гр-12738