Орфей
Трехслойный сардоникс.Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,7 × 1,5 см.Инв. № Ж 255.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Орфей.
Трехслойный сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,7 × 1,5 см.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,7 × 1,5 см.
Инв. № Ж 255.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Происхождение:
Поступила в 1830 г. из собрания А. С. Власова.
Описание:
Тема камеи — рассказ о чудесной силе искусства. По преданию, Орфей, потеряв жену Евридику, спустился в подземный мир, и такое впечатление произвели его песни на бога Аида и его жену Персефону, что боги вернули певцу жену, поставив условием весь обратный путь не оглядываться назад. Не выдержал Орфей и вновь потерял Евридику. Четыре года хранил он верность умершей жене. Однажды весной Орфей взял в руки свою заброшенную кифару и запел. Природа заслушалась дивным пением. Такая сила звучала в песне Орфея, что к нему сошлись дикие звери. Даже деревья двинулись с места и окружили певца. Но в это время Орфея заметили вакханки, справлявшие оргии бога вина. Одна из них крикнула: «Вот он, избегавший нас!» — и бросила тирс в Орфея. Но плющ защитил его. Другая бросила камень, но тот покорно упал к ногам певца. Тогда набросились вакханки на зверей, а потом окружили его и растерзали. Голову же бросили в реку.
Завязку трагической повести и взял в качестве сюжета автор камеи. Повторения в глиптике и нумизматике говорят о том, что существовала утраченная картина на эту тему.
Завязку трагической повести и взял в качестве сюжета автор камеи. Повторения в глиптике и нумизматике говорят о том, что существовала утраченная картина на эту тему.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 182—183, № 79.