Орфей
Трехслойный сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,7 × 1,5 см.
Инв. № Ж 255.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Орфей.

Трехслойный сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
1,7 × 1,5 см.
Инв. № Ж 255.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Происхождение:
Посту­пи­ла в 1830 г. из собра­ния А. С. Вла­со­ва.

Описание:
Тема камеи — рас­сказ о чудес­ной силе искус­ства. По пре­да­нию, Орфей, поте­ряв жену Евриди­ку, спу­стил­ся в под­зем­ный мир, и такое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ли его пес­ни на бога Аида и его жену Пер­се­фо­ну, что боги вер­ну­ли пев­цу жену, поста­вив усло­ви­ем весь обрат­ный путь не огляды­вать­ся назад. Не выдер­жал Орфей и вновь поте­рял Евриди­ку. Четы­ре года хра­нил он вер­ность умер­шей жене. Одна­жды вес­ной Орфей взял в руки свою забро­шен­ную кифа­ру и запел. При­ро­да заслу­ша­лась див­ным пени­ем. Такая сила зву­ча­ла в песне Орфея, что к нему сошлись дикие зве­ри. Даже дере­вья дви­ну­лись с места и окру­жи­ли пев­ца. Но в это вре­мя Орфея заме­ти­ли вак­хан­ки, справ­ляв­шие оргии бога вина. Одна из них крик­ну­ла: «Вот он, избе­гав­ший нас!» — и бро­си­ла тирс в Орфея. Но плющ защи­тил его. Дру­гая бро­си­ла камень, но тот покор­но упал к ногам пев­ца. Тогда набро­си­лись вак­хан­ки на зве­рей, а потом окру­жи­ли его и рас­тер­за­ли. Голо­ву же бро­си­ли в реку.
Завяз­ку тра­ги­че­ской пове­сти и взял в каче­стве сюже­та автор камеи. Повто­ре­ния в глип­ти­ке и нумиз­ма­ти­ке гово­рят о том, что суще­ст­во­ва­ла утра­чен­ная кар­ти­на на эту тему.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 182—183, № 79.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская римский римское римские камея камеи орфей орфея orpheus музыкальный инструмент музыкальные инструменты лира лире lyra пение cantus животные трехслойный сардоникс инв № ж 255