216 × 129 см.Инв. № 41658.Помпеи, Антиквариум
Дионис и Ариадна.
216 × 129 см.
Помпеи, Антиквариум.
Триклиний 20 с видом на сад, северная стена. Фото с сайта pompeiiinpictures.com |
Перемещенная в 1980 году с северной стены пятой комнаты так называемого Дома Золотого Браслета в западной инсуле, данная картина представляет собой часть оригинальной стены. На черных стенах этой большой сводчатой комнаты, украшенной по схеме, типичной для раннего IV стиля, находились две расположенные рядом большие картины, изображающие две известные пары из классической мифологии: Марса и Венеру — на одной стороне, Диониса и Ариадну — на противоположной. Изначально панно было частью декора, выполненного в последнем помпеянском стиле, сверху него располагается фриз красно-коричневого цвета; у основания фриза находится зубчатый карниз, на котором помещена серия изящных изображений желтых грифонов с голубыми крыльями, расположенных друг против друга и чередующихся с человеческими фигурами с подносами. Золотая маска является центральной частью этой композиции (на бордюре, с грифонами), а из хвостов крылатых мифических чудовищ выходят завитки. Эти завитки представляют собой растительный орнамент с розами и бутонами на концах, типичный мотив раннеимперских орнаментов (см. Bastet F. L. — De Vos M., Proposta per una classificazione del terzo stile pompeiano, Gravenhage 1979, p. 21).
Под фризом на выкрашенной в черный цвет стене находится первая из двух полосок, обрамляющих основное изображение, которая состоит из переплетенных с плющом виноградных листьев с красными и желтыми соцветиями. Вокруг изображения — красное обрамление с белыми краями, отделяющее изображение от черной стены. Для изображения Диониса и Ариадны на переднем плане используются самые разнообразные и яркие краски. Позади них находится Силен, наблюдающий эту сцену. Спереди от них находится небольшой кирпичный лабиринт. На заднем плане, выполненном в мягких зеленых и серых тонах, изображена бухта и скудный скалистый пейзаж, представленный несколькими кустами без листьев. В правом верхнем углу изображен находящийся в бухте корабль Теcея. Он обращен носом в открытое море, поскольку покидает остров.
Картина посвящена событиям, последовавшим за тем, как Ариадна была оставлена Тесеем на острове Наксос и на этом же острове появился Дионис, которого привлекала красота девушки. Бог изображен в тот момент, когда им овладел внезапный любовный порыв. Он облокотился о скалу, поднял и согнул в локте правую руку. На голове Диониса — венок из виноградных листьев и соцветий, а его жезл (тирс) приставлен к скале, которая находится позади. Его красная хламида, окаймленная синей полосой, накинута на поднятую руку и спадает до бедер. Дионис слегка повернулся влево, о чем можно судить по положению его левой ноги, развороту лица в направлении девушки и легкому наклону туловища вправо, — это сделано для того, чтобы его влюбленный взгляд предстал перед нами в центре композиции. Он касается левой рукой груди обнаженной Ариадны, которая стоит справа от него, на ней надеты лишь две золотые подвески, она пытается прикрыть свои бедра сине-зеленой накидкой, которая развевается от дуновений волшебного ветра теофании. Вариации на эту тему, изображающие явление Диониса и спящую Ариадну, есть и на других известных помпейских картинах. Из близлежащего дома Фабия Руфа в Insula Occidentalis — пара панно на стеклянной камее периода Юлиев-Клавдиев (см. Maiuri 1961, p. 18 et seqq. Pl. 2), на одном из которых изображена эта сцена. Похожие сцены с развевающейся мантией мы можем видеть на нескольких изображениях, включая то, которое находится в доме Кифареда (I 4, 25). На нем запечатлен Дионис, обнаруживший спящую Ариадну, но в этом варианте от божественного ветра развевается одеяние Диониса. Что касается темы соблазнения девушки, характерной для картин с изображениями Диониса, похожий мотив можно найти на картине из дома Л. Цецилия Юкунда (V 1, 26) с сатиром, обнимающим Ариадну. Композиция сфокусирована на правой части картины, что позволяет зрителю сосредоточиться на чувственной составляющей рисунка, что подчеркивается длинной диагональной линией тирса. Баланс изображения создается благодаря тому, что слева из-за камней появляется фигура Силена. У него длинная белая борода, большой нос, темная кожа и длинные красные козлоподобные уши, в правой руке он держит бубен, в левой — тирс; он изображен в противоположной стороне от главной части композиции. Позы персонажей довольно театральны, а стиль изображения основывается на следующих характерных признаках: это методика расположения фигур в различных направлениях, выделение персонажей на переднем плане через искусное использование светотени, правильные анатомические пропорции, легкие и яркие мазки кисти и богатая цветовая палитра, которая придает картине объемность.
Pompei. Pitture e mosaici, Rome, VII, 1996, pp. 80—
Mastroroberto, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 131—
Mastroroberto, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 71, no. 38.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
2019 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.