155 × 143 см.Инв. № 41657.Неаполь, Национальный археологический музей
Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.
155 × 143 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Почти все пространство картины занимают персонажи сцены. Слева возвышается фигура юного героя, он окрашен в красноватые тона и стоит в позе статуи, оперевшись на левую ногу и слегка подогнув правую. В поднятой вверх правой руке он почти точно в вертикальном положении держит длинный шест, его конец касается земли перед его правой ногой, в левой руке он сжимает рукоятку меча, который свешивается с перевязи. Герой одет в красновато-коричневую хламиду, накинутую через голову и свободно ниспадающая с плеч до уровня колен, тем самым оставляя открытым своё красивое обнаженное тело. Его голова слегка повернута влево, волосы растрепаны, в нем чувствуются одновременно сила, энергия и твердость. Позади него появляется варвар, одетый в восточную одежду — на нём короткая туника и обтягивающие штаны, а его голова обернута в желтую ткань, он окрашен в тусклые тона, которые обычно использовались для фоновых изображений. В левой руке он держит круглый щит, в правой — копьё. В правой части картины мы видим девушку, которая стоит в типичном положении Афродиты — она изображена анфас, подгибает левую ногу, и локтём правой руки опирается на небольшую колонну. Девушка положила правую руку на бедро, левой рукой удерживает скипетр. Она одета в бледно-желтый хитон, верх открыт и обнажено левое плечо; на спину накинута голубая мантия, которая спадает вниз, образуя складки. Её голова слегка повернута вправо, а волнистые волосы обрамляют лицо и собраны сзади на уровне шеи. На ней шикарная золотая диадема, украшенная жемчугом, и жемчужные серьги, а на обоих запястьях — браслеты. У её ног — халкидский шлем, с розовыми и белыми перьями. За ней изображен типичный купидон, у него очень светлая кожа и он смотрит на девушку. В левой руке купидон держит лук, в правой — гигантский круглый щит. За ними — строение с колоннами, среди которых проглядывает кусочек неба. Это строение и деревья в правом углу картины являются основными элементами пейзажа, на фоне которого разворачивается историческое событие — женитьба Александра Великого и Роксаны, или Статиры. Художник использовал мотивы мифолого-героического сюжета со свадьбой Марса и Венеры, который часто встречается на живописи из Помпей. У юного героя множество схожих черт с известными изображениями Александра с копьем, и такой же величественный вид и растрепанные волосы мы находим у персонажа со знаменитой мозаики из Дома Фавна в Помпеях, которого отождествляют с Александром Великим. Это подтверждается и тем, что за героем с нашей картины стоит перс, национальность которого можно определить по одежде. Женская фигура должна быть как-то связана с Александром (очевидно, что это одна из его возлюбленных), и можно предположить, что это Роксана, дочь Оксиарта, сатрапа Бактрии, на которой Александр женился в 327 г. до н. э. (см. Lagi De Caro A., Alessandro e Rossane come Ares e Afrodite in un dipinto della Casa Regio VI, Insula Occidentalis, n. 42, in Studia Pompeiana et Classica in honor of Wilhelmina F. Jashemski, New Rochelle—
Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 130—
Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 70, no. 37.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.