Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого браслета, VI. 17. 42).
155 × 143 см.
Инв. № 41657.Неаполь, Национальный археологический музей

Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.

Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого браслета, VI. 17. 42).
155 × 143 см.
Инв. № 41657.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Помпеи.
Описание:
Пер­во­на­чаль­но кар­ти­на, о кото­рой пой­дёт речь ниже, рас­по­ла­га­лась по цен­тру чер­ной сте­ны. Она была рекон­струи­ро­ва­на по фраг­мен­там, и сей­час име­ет узкое крас­но­ва­то-корич­не­ва­тое обрам­ле­ние.

Почти все про­стран­ство кар­ти­ны зани­ма­ют пер­со­на­жи сце­ны. Сле­ва воз­вы­ша­ет­ся фигу­ра юно­го героя, он окра­шен в крас­но­ва­тые тона и сто­ит в позе ста­туи, опе­ре­в­шись на левую ногу и слег­ка подо­гнув пра­вую. В под­ня­той вверх пра­вой руке он почти точ­но в вер­ти­каль­ном поло­же­нии дер­жит длин­ный шест, его конец каса­ет­ся зем­ли перед его пра­вой ногой, в левой руке он сжи­ма­ет руко­ят­ку меча, кото­рый све­ши­ва­ет­ся с пере­вя­зи. Герой одет в крас­но­ва­то-корич­не­вую хла­миду, наки­ну­тую через голо­ву и сво­бод­но нис­па­даю­щая с плеч до уров­ня колен, тем самым остав­ляя откры­тым своё кра­си­вое обна­жен­ное тело. Его голо­ва слег­ка повер­ну­та вле­во, воло­сы рас­тре­па­ны, в нем чув­ст­ву­ют­ся одно­вре­мен­но сила, энер­гия и твер­дость. Поза­ди него появ­ля­ет­ся вар­вар, оде­тый в восточ­ную одеж­ду — на нём корот­кая туни­ка и обтя­ги­ваю­щие шта­ны, а его голо­ва обер­ну­та в жел­тую ткань, он окра­шен в туск­лые тона, кото­рые обыч­но исполь­зо­ва­лись для фоно­вых изо­бра­же­ний. В левой руке он дер­жит круг­лый щит, в пра­вой — копьё. В пра­вой части кар­ти­ны мы видим девуш­ку, кото­рая сто­ит в типич­ном поло­же­нии Афро­ди­ты — она изо­бра­же­на анфас, под­ги­ба­ет левую ногу, и лок­тём пра­вой руки опи­ра­ет­ся на неболь­шую колон­ну. Девуш­ка поло­жи­ла пра­вую руку на бед­ро, левой рукой удер­жи­ва­ет ски­петр. Она оде­та в блед­но-жел­тый хитон, верх открыт и обна­же­но левое пле­чо; на спи­ну наки­ну­та голу­бая ман­тия, кото­рая спа­да­ет вниз, обра­зуя склад­ки. Её голо­ва слег­ка повер­ну­та впра­во, а вол­ни­стые воло­сы обрам­ля­ют лицо и собра­ны сза­ди на уровне шеи. На ней шикар­ная золотая диа­де­ма, укра­шен­ная жем­чу­гом, и жем­чуж­ные серь­ги, а на обо­их запя­стьях — брас­ле­ты. У её ног — хал­кид­ский шлем, с розо­вы­ми и белы­ми перья­ми. За ней изо­бра­жен типич­ный купидон, у него очень свет­лая кожа и он смот­рит на девуш­ку. В левой руке купидон дер­жит лук, в пра­вой — гигант­ский круг­лый щит. За ними — стро­е­ние с колон­на­ми, сре­ди кото­рых про­гляды­ва­ет кусо­чек неба. Это стро­е­ние и дере­вья в пра­вом углу кар­ти­ны явля­ют­ся основ­ны­ми эле­мен­та­ми пей­за­жа, на фоне кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся исто­ри­че­ское собы­тие — женить­ба Алек­санд­ра Вели­ко­го и Рок­са­ны, или Ста­ти­ры. Худож­ник исполь­зо­вал моти­вы мифо­ло­го-геро­и­че­ско­го сюже­та со свадь­бой Мар­са и Вене­ры, кото­рый часто встре­ча­ет­ся на живо­пи­си из Пом­пей. У юно­го героя мно­же­ство схо­жих черт с извест­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми Алек­санд­ра с копьем, и такой же вели­че­ст­вен­ный вид и рас­тре­пан­ные воло­сы мы нахо­дим у пер­со­на­жа со зна­ме­ни­той моза­и­ки из Дома Фав­на в Пом­пе­ях, кото­ро­го отож­деств­ля­ют с Алек­сан­дром Вели­ким. Это под­твер­жда­ет­ся и тем, что за геро­ем с нашей кар­ти­ны сто­ит перс, нацио­наль­ность кото­ро­го мож­но опре­де­лить по одеж­де. Жен­ская фигу­ра долж­на быть как-то свя­за­на с Алек­сан­дром (оче­вид­но, что это одна из его воз­люб­лен­ных), и мож­но пред­по­ло­жить, что это Рок­са­на, дочь Окси­ар­та, сат­ра­па Бак­трии, на кото­рой Алек­сандр женил­ся в 327 г. до н. э. (см. Lagi De Caro A., Alessandro e Rossane come Ares e Afrodite in un dipinto della Casa Regio VI, Insula Occidentalis, n. 42, in Studia Pompeiana et Classica in honor of Wilhelmina F. Jashemski, New Rochelle—New York 1988, I, pp. 75—88). Их любовь ста­ла сюже­том зна­ме­ни­той кар­ти­ны Эти­о­на (Луки­ан, Геро­дот или Эти­он, 211, 4—6), вдох­нов­ляв­шей мно­гих худож­ни­ков, и сре­ди их работ мог быть прото­тип, взя­тый за осно­ву созда­те­ля­ми пом­пей­ских фре­сок. Не так дав­но Море­но (Moreno), опре­де­лив пред­мет в руках девуш­ки как цар­ский ски­петр, выска­зал пред­по­ло­же­ние, что это Ста­ти­ра, дочь Дария III, на кото­рой Алек­сандр женил­ся в Сузах в 324 г. до н. э. Эту вер­сию под­твер­жда­ет и нали­чие чело­ве­ка из сви­ты, оде­то­го в типич­ный пер­сид­ский наряд, до 324 г. до н. э. такая одеж­да не была рас­про­стра­не­на при дво­ре Алек­санд­ра (см. Alessandro Magno. Storia e mito, exhibition catalogue, Rome 1995, p. 66). Эта кар­ти­на — из поме­ще­ния для тра­пезы, т. н. три­кли­ни­у­ма (ком­на­та 20), нахо­дя­ще­го­ся на вто­ром эта­же зда­ния, извест­но­го под наз­ва­ни­ем Дом Золо­то­го брас­ле­та, рас­по­ло­жен­но­го к севе­ру от дома М. Фабия Руфа. Вме­сте с дру­ги­ми фрес­ка­ми она укра­ша­ла южную сте­ну, сим­мет­рич­ную север­ной стене, но по срав­не­нию с послед­ней кар­ти­ной с южной сте­ны они сох­ра­ни­лись луч­ше и дати­ру­ют­ся ран­ним чет­вер­тым пом­пе­ян­ским сти­лем. На про­ти­во­по­лож­ной от нашей кар­ти­ны стене по цен­тру рас­по­ла­га­лась панель с изо­бра­же­ни­ем опья­нев­ше­го Дио­ни­са меж­ду мена­дой и силе­ном, а так­же два меда­льо­на — один с мена­дой и сати­ром, а дру­гой — девуш­кой и ста­ру­хой (инв. № 20544, кат. № 19). Веро­ят­но, фрес­ки носи­ли эро­ти­че­ский под­текст, уме­ло пока­зан­ный в худо­же­ст­вен­ной обра­бот­ке извест­но­го исто­ри­че­ско­го сюже­та.

Кате­ри­на Чичи­рел­ли

Литература:
Alessandro Magno. Storia e mito, exhibition catalogue, Rome 1995, p. 66 с преды­ду­щей биб­лио­гра­фи­ей;
Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 130—131, no. 82;
Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 70, no. 37.

Источники:
© 2001 г. Фото, текст: Pompeii. Images from the buried cities. Electa, Napoli, 2001, p. 45—46, no. 7.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
Ключевые слова: живопись pictura ars picturae настенная роспись фреска фрески римский римская римские четвертый стиль iv помпеянский помпейский четвертого стиля помпеи помпейская помпейские помпейское pompeii греческая мифология mythologia graeca бог арес арей ареса арея deus ares афродита aphrodite эрот эроты эрос эрота eros romana амур амуры купидон купидона amor венера venus марс марса mars дом золотого браслета vi 17 42 свадьба марса-александра и афродиты-роксаны аргеады царь александр iii македонский великий роксана статира меч перевязь хламида туника круглый щит аспис aspis копье царский скипетр хитон золотая диадема с жемчугом жемчужные серьги браслет халкидский шлем лук перс инв № 41657