Спящая вакханка, сатир и амур
Сардоникс. Римская работа. I в.
2,2 × 3,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Спящая вакханка, сатир и амур.

Сардоникс. Римская работа. I в.
2,2 × 3,1 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея вхо­дит в серию дио­ни­сий­ских сюже­тов. К спя­щей под дере­вом вак­хан­ке, спут­ни­це бога Дио­ни­са, под­кра­ды­ва­ет­ся сатир, осто­рож­но под­ни­маю­щий с нее одеж­ды. Амур, соучаст­ник при­клю­че­ния, слов­но умо­ля­ет сати­ра не шуметь и быть осто­рож­нее. Мы видим, что и в импе­ра­тор­ском Риме не забы­ты мно­гие темы эпо­хи элли­низ­ма. Повто­ре­ния в дру­гих тех­ни­ках под­ска­зы­ва­ют, что в осно­ве лежал живо­пис­ный ори­ги­нал. Было выска­за­но пред­по­ло­же­ние, что это мог­ла быть кар­ти­на худож­ни­ка Нико­ма­ха, у Пли­ния назван­ная «Зна­ме­ни­тые вак­хан­ки с под­би­раю­щи­ми­ся к ним сати­ра­ми».
Для рим­ско­го масте­ра харак­тер­на стро­гая двух­цвет­ность релье­фа: белые фигу­ры обра­зу­ют на корич­не­вом фоне выве­рен­ный, урав­но­ве­шен­ный сим­мет­ри­ей узор: его ось — дере­во в цен­тре камеи.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 186—187, № 81.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana менада менады maenas maenades сатир сатиры сатира сатиром сатиров satur saturus эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor римский римское римские камея камеи сардоникс спящая вакханка и вакханки тирс