Пенелопа
Двухцветное стекло.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,2 × 1,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Пенелопа.

Двухцветное стекло.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,2 × 1,6 см.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Тос­ку­ю­щая Пене­ло­па — сюжет, очень часто встре­чаю­щий­ся в антич­ной глип­ти­ке. Оби­лие реплик застав­ля­ет пред­по­ло­жить один утра­чен­ный живо­пис­ный ори­ги­нал для всех этих гемм. Эрми­таж­ная камея выпол­не­на из двух­слой­но­го стек­ла. Жена Одис­сея, сим­вол супру­же­ской вер­но­сти, сидит перед ста­ту­эт­кой аму­ра.
Ее фигу­ра уку­та­на в плащ, в руке она дер­жит веер. Заки­нув ногу на ногу, она эффект­но обло­ко­ти­лась на коле­но. Вир­ту­оз­но выре­зан масте­ром трон Пене­ло­пы — сиде­нье с точе­ны­ми рез­ны­ми нож­ка­ми, удоб­ной под­став­кой для ног. Он уме­ло изо­бра­зил его в слож­ном пер­спек­тив­ном ракур­се. Пора­жа­ет урав­но­ве­шен­ность мель­чай­ших дета­лей изо­бра­же­ния, вир­ту­оз­но впи­сан­но­го в удли­нен­ный по вер­ти­ка­ли овал камеи. Поко­ем и гру­стью веет от этой мини­а­тюр­ной сцен­ки.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 190—191, № 83.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma греческая мифология mythologia graeca римская romana эрот эроты эрос эрота eros амур амуры купидон купидона amor римский римское римские камея камеи пенелопа пенелопы женская одежда плащ подставка скамеечка для ног scabellum scabillum двухцветное стекло статуэтка эрота веер трон пенелопы sella сиденье с точеными резными ножками