60 × 53 см.Инв. № 20879.Неаполь, Национальный археологический музей
Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение.
60 × 53 см.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Эта композиция имеет пирамидообразную форму, а ее элементы — типичны для идиллической сцены поклонения богам: мы видим здесь алтарь с трофеями, пьедестал, на котором стоит развернутая влево небольшая статуя богини Юноны с крыльями и в длинном хитоне, далее идет покрытое листвой священное древо, которое завершает картину на фоне, написанном широкими и быстрыми мазками.
Все эти элементы располагаются в центре композиции, и именно на них сфокусировано изображение. Справа — Психея, которая приносит жертвы богине у алтаря. Она одета в длинный хитон, ее голова повернута влево. Слева находятся два круглолицых купидона с крыльями, покрытыми нежными перышками, один из них на переднем плане пытается поймать двумя руками павлина (священную птицу Юноны). Прорисован павлин очень живописно. Он стоит в центре, повернувшись к купидону, который пытается его схватить, а другой купидон в это время радостно выглядывает из-за алтаря. Изображение на переднем плане завершает открытая коробка, с поставленной рядом крышкой.
Картина выдержана в духе импрессионизма, в ней чередуются свет и тени и видны широкие мазки разных тонов. Она находилась в помещении для трапез (триклинии) в Доме Черной стены, также известном как Дом Бронзы, раскопанном в первой половине XIX в. Фрески на южной стене, состоящие из разделенной на две части композиции, можно отнести к четвертому стилю. На стене располагались два панно и медальон с головой Горгоны, отделенной узкой полосой от изображения грифона. В центральной части помещения были представлены два панно, разделенные архитектурным элементом в виде цветочного канделябра, на вершине которого находятся шар и орел. На этих панно изображены купидоны, совершающие жертвоприношение, на левом панно — Юноне (это и есть наша картина), а на правом — Марсу (см. Reinach S., Répertoire des peintures grecques et romaines, Paris 1922, p. 94, 2).
Над карнизом со ступенчатым выступом, поддерживаемом гигантскими фигурами, внизу которого находятся изображения морских чудовищ и змей или сфинксов в маленьких прямоугольниках — верхний уровень с центральной нишей с Юпитером на троне, расположенный вслед за нишей с женщиной, приносящей жертвы под светильником, который держит купидон. Две картины на южной стене — часть той же серии, которой принадлежит центральное панно на западной стене, и сюжеты у них одинаковые — на одной изображены купидоны, совершающие жертвоприношение Афродите перед статуей Приапа, держащего скипетр и ритон (ритуальный сосуд) (см. Reinach 1922, p. 89, 2), на другой купидоны приносят жертвы Дионису (см. Reinach 1922, p. 89, 3). Сцены на стене и потолке относятся к тому же четвертому стилю, на них изображены летающие купидоны и Афродита с различными атрибутами (см. Reinach 1922, pp. 70—
Cicirelli, in Pompeii. Picta fragmenta. Decorazioni parietali dalle città sepolte, exhibition catalogue, Turin 1997, pp. 110—
Cicirelli, in Pittura nella Reggia dalle città sepolte. Affreschi antichi da Pompei, Stabiae, Ercolano, exhibition catalogue, Naples 1999, p. 61, no. 30.
© 2007 г. Перевод с англ. Ю. П. Митина.
2020 г. Доп. информация: http://pompeiiinpictures.com.