Гермес
Бронза.Неаполь, Национальный археологический музей

Гермес.

Бронза.

Неаполь, Национальный археологический музей.

Геркуланум, Археологический парк, Вилла Папирусов.
Происхождение:
Най­ден в Гер­ку­ла­ну­ме.

Описание:
По сти­ли­сти­че­ским сооб­ра­же­ни­ям при­пи­сы­ва­ет­ся Лисип­пу и тип сидя­ще­го Гер­ме­са, сох­ра­нив­ший­ся в пре­крас­ном брон­зо­вом экзем­пля­ре Неа­по­ли­тан­ско­го музея, най­ден­ном в Гер­ку­ла­ну­ме (рис. 12). Гер­мес заду­ман отды­хаю­щим; он, пре­рвав свой быст­рый полет, сел на ска­лу, но толь­ко на мгно­ве­ние: в силь­ном дви­же­нии ног, в игре паль­цев лежит скры­тая энер­гия, не даю­щая фигу­ре покоя. Но это мгно­ве­ние отды­ха юный бог исполь­зу­ет: грудь силь­но нак­ло­не­на впе­ред, опи­ра­ясь на руки, спи­на дуго­об­раз­но изо­гну­та; это — поза пол­но­го без­дей­ст­вия мышц: в самом моти­ве, таким обра­зом, свя­за­ны два на пер­вый взгляд про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу эле­мен­та. Фор­маль­но же все части сли­ты в уди­ви­тель­но цель­ную ком­по­зи­цию: пово­рот туло­ви­ща в сто­ро­ну лево­го пле­ча пря­мо пере­но­сит линию дви­же­ния его в левую руку, вытя­ну­тую впе­ред и непо­сред­ст­вен­но свя­зы­ваю­щую его с дви­же­ни­ем пра­вой ноги, а пра­вая рука, опи­раю­ща­я­ся на ска­лу, соот­вет­ст­ву­ет левой, отстав­лен­ной назад ноге. Эти две линии дают нам те две плос­ко­сти, в кото­рые зак­лю­че­на фигу­ра; в них лежит момент устой­чи­во­сти фигу­ры. Но меж­ду эти­ми плос­ко­стя­ми сво­бод­но про­веде­ны линии руки, дер­жав­шей жезл вест­ни­ка, и пра­вой ноги, в кото­рых нет опре­де­лен­ных функ­ций; дей­ст­ву­ю­щие силы не встре­ча­ют про­ти­во­дей­ст­ву­ю­щих и, сво­дясь на нет, исче­за­ют в про­стран­стве. Подоб­ная игра линий пока­зы­ва­ет, как худож­ник осво­бо­дил­ся от плос­ко­сти, созда­вая вокруг сво­ей ста­туи про­стран­ство, в кото­ром все отдель­ные части мог­ли бы раз­ви­вать­ся сво­бод­но и непри­нуж­ден­но. Ракур­сы рук, ног, туло­ви­ща рас­счи­та­ны на чрез­вы­чай­но лег­кое и удоб­ное для гла­за соеди­не­ние с. 28 плос­ко­стей. Таким обра­зом, несмот­ря на един­ство общей кон­цеп­ции, ста­ло воз­мож­ным то богат­ство моти­вов и раз­но­об­ра­зие дей­ст­ву­ю­щих сил, кото­рое харак­те­ри­зу­ет ста­тую. Общая лег­кость впе­чат­ле­ния дости­га­ет­ся тем, что дви­же­ния рук и ног рас­по­ло­же­ны хиа­сти­че­ски, т. е. накрест, так что дви­же­нию лево­го пле­ча соот­вет­ст­ву­ет пово­рот пра­во­го бед­ра и нао­бо­рот, но кро­ме того, в осо­бен­но­сти руки, так отде­ле­ны от туло­ви­ща, что они не могут слить­ся с ним в одну мас­су; меж­ду ними остав­ле­но доста­точ­ное коли­че­ство сво­бод­но­го про­стран­ства, чтобы при­дать им само­до­вле­ю­щее зна­че­ние. Каж­дая часть тела име­ет свои осо­бые функ­ции и свою осо­бую жизнь. Эла­стич­но упи­раю­ща­я­ся в зем­лю левая нога дру­го­го харак­те­ра, чем твер­дая угло­ва­тость пра­вой руки, а мяг­кие линии левой руки иные, чем каприз­но лома­ные пра­вой ноги.

Такие фор­маль­ные осо­бен­но­сти в зна­чи­тель­ной мере харак­те­ри­зу­ют так­же инди­виду­аль­ность изо­бра­жае­мо­го боже­ства; ибо этот Гер­мес инди­видуа­лен в выс­шей сте­пе­ни. Необы­чай­но тон­кие, худо­ща­вые, длин­ные ноги харак­те­ри­зу­ют вест­ни­ка богов, кото­рый, по выра­же­нию Гоме­ра, мчит­ся по поверх­но­сти моря напо­до­бие чай­ки; «тре­ни­ро­ван­ные» фор­мы туло­ви­ща под­хо­дят к обра­зу бога-пок­ро­ви­те­ля спор­тив­ных игр; а, нако­нец, выра­же­ние голо­вы с его отто­пы­рен­ны­ми уша­ми как буд­то наме­ка­ет на осо­бую чер­ту в харак­те­ри­сти­ке бога, на силу и лов­кость, кото­рую он обна­ру­жил еще лежа в пелен­ках, когда ему уда­лось обма­нуть Апол­ло­на и похи­тить у него ста­до быков, — на те его спо­соб­но­сти, сде­лав­шие его пок­ро­ви­те­лем воров. Лич­ность Гер­ме­са мно­го­гран­на, и фор­мы, кото­ры­ми вели­кий сики­он­ский мастер оха­рак­те­ри­зо­вал его, соот­вет­ст­ву­ют такой мно­го­гран­но­сти его обли­ка. Но несмот­ря на слож­ность замыс­ла, все фор­мы сли­ва­ют­ся в одно еди­ное целое и дают пора­зи­тель­но жиз­нен­ную кар­ти­ну одной из наи­бо­лее инте­рес­ных лич­но­стей бога­то­го ярко-обри­со­ван­ны­ми лич­но­стя­ми Олим­па.


Источники:
Фото, текст: О. Ф. Вальдгауер. Лисипп. РСФСР. Государственное издательство, Берлин, 1923. С. 27—28, рис. 12.
Фото из Brunn. Denkm. griech.-röm. Sculpt. Verlag F. Bruckmann A.-G., München.
Ключевые слова: греческая мифология mythologia graeca гермес гермеса hermes римская romana меркурий меркурия mercurius скульптура скульптурный sculptura римский римские копия бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые статуя статуи statua statuae с виллы вилла папирусов геркуланум геркуланума herculaneum лисипп лисиппа сикиона lysippus lysippos узел скала крылатые сандалии в крылатых сандалиях таларии talaria сидящая сидящий отдыхающий отдыхающего перибоет перибоэт перибоета перибоэта anapauomenos periboet periboetos periboetus инв № 5625