ГермесБронза.
Неаполь, Национальный археологический музей
По стилистическим соображениям приписывается Лисиппу и тип сидящего Гермеса, сохранившийся в прекрасном бронзовом экземпляре Неаполитанского музея, найденном в Геркулануме (рис. 12). Гермес задуман отдыхающим; он, прервав свой быстрый полет, сел на скалу, но только на мгновение: в сильном движении ног, в игре пальцев лежит скрытая энергия, не дающая фигуре покоя. Но это мгновение отдыха юный бог использует: грудь сильно наклонена вперед, опираясь на руки, спина дугообразно изогнута; это — поза полного бездействия мышц: в самом мотиве, таким образом, связаны два на первый взгляд противоречащих друг другу элемента. Формально же все части слиты в удивительно цельную композицию: поворот туловища в сторону левого плеча прямо переносит линию движения его в левую руку, вытянутую вперед и непосредственно связывающую его с движением правой ноги, а правая рука, опирающаяся на скалу, соответствует левой, отставленной назад ноге. Эти две линии дают нам те две плоскости, в которые заключена фигура; в них лежит момент устойчивости фигуры. Но между этими плоскостями свободно проведены линии руки, державшей жезл вестника, и правой ноги, в которых нет определенных функций; действующие силы не встречают противодействующих и, сводясь на нет, исчезают в пространстве. Подобная игра линий показывает, как художник освободился от плоскости, создавая вокруг своей статуи пространство, в котором все отдельные части могли бы развиваться свободно и непринужденно. Ракурсы рук, ног, туловища рассчитаны на чрезвычайно легкое и удобное для глаза соединение
с. 28 плоскостей. Таким образом, несмотря на единство общей концепции, стало возможным то богатство мотивов и разнообразие действующих сил, которое характеризует статую. Общая легкость впечатления достигается тем, что движения рук и ног расположены хиастически, т. е. накрест, так что движению левого плеча соответствует поворот правого бедра и наоборот, но кроме того, в особенности руки, так отделены от туловища, что они не могут слиться с ним в одну массу; между ними оставлено достаточное количество свободного пространства, чтобы придать им самодовлеющее значение. Каждая часть тела имеет свои особые функции и свою особую жизнь. Эластично упирающаяся в землю левая нога другого характера, чем твердая угловатость правой руки, а мягкие линии левой руки иные, чем капризно ломаные правой ноги.
Такие формальные особенности в значительной мере характеризуют также индивидуальность изображаемого божества; ибо этот Гермес индивидуален в высшей степени. Необычайно тонкие, худощавые, длинные ноги характеризуют вестника богов, который, по выражению Гомера, мчится по поверхности моря наподобие чайки; «тренированные» формы туловища подходят к образу бога-покровителя спортивных игр; а, наконец, выражение головы с его оттопыренными ушами как будто намекает на особую черту в характеристике бога, на силу и ловкость, которую он обнаружил еще лежа в пеленках, когда ему удалось обмануть Аполлона и похитить у него стадо быков, — на те его способности, сделавшие его покровителем воров. Личность Гермеса многогранна, и формы, которыми великий сикионский мастер охарактеризовал его, соответствуют такой многогранности его облика. Но несмотря на сложность замысла, все формы сливаются в одно единое целое и дают поразительно жизненную картину одной из наиболее интересных личностей богатого ярко-обрисованными личностями Олимпа.