Голова Юпитера
Бронза, полое литье. Римская работа I в.Инв. № VI 9.Вена, Музей истории искусств

Голова Юпитера.

Бронза, полое литье. Римская работа I в.
Инв. № VI 9.

Вена, Музей истории искусств.

Описание:
Эта хоро­шо сох­ра­нив­ша­я­ся голо­ва посту­пи­ла из зам­ка Амбрас, из кол­лек­ции эрц-гер­цо­га Фер­ди­нан­да Тироль­ско­го. Пер­во­на­чаль­но она была частью ста­туи, как мож­но заме­тить по следам спай­ки на месте соеди­не­ния шеи с туло­ви­щем. Юпи­тер, соот­вет­ст­ву­ю­щий гре­че­ско­му богу Зев­су, был вла­сте­ли­ном и защит­ни­ком богов и людей; диа­де­ма в его воло­сах — сим­вол это­го высо­ко­го поло­же­ния. Голо­ва обрам­ле­на тща­тель­но смо­де­ли­ро­ван­ны­ми локо­на­ми, кото­рые спа­да­ют на лоб и по щекам спус­ка­ют­ся к боро­де. Лицо харак­те­ри­зу­ет­ся низ­ким и немно­го дуго­об­раз­ным лбом, под­ня­ты­ми бро­вя­ми, глад­ки­ми щека­ми, пря­мым носом с изящ­ны­ми нозд­ря­ми и слег­ка приот­кры­тым ртом. Изна­чаль­но в ста­тую были встав­ле­ны гла­за, сде­лан­ные из дру­го­го мате­ри­а­ла (камень, стек­ло, сло­но­вая кость). Необ­ра­ботан­ная поверх­ность губ была пок­ры­та тон­кой мед­ной или сереб­ря­ной фоль­гой, зна­чи­тель­но уси­ли­ваю­щей эффект. Голо­ва про­из­во­дит на наблюда­те­ля впе­чат­ле­ние спо­кой­ст­вия и непо­движ­но­сти; несмот­ря на изящ­ные фор­мы, она кажет­ся непре­клон­ной и стро­гой. Это — работа рим­ско­го эклек­тиз­ма ран­не­го импер­ско­го пери­о­да, ори­ен­ти­ро­ван­ная, одна­ко, на гре­че­ские моде­ли V в. до н. э.

По следам на внут­рен­ней части голо­вы вид­но, что при созда­нии исполь­зо­ва­лась тех­ни­ка непря­мо­го поло­го литья, назван­ная литьем по вос­ко­вой моде­ли («поте­рян­ный воск»). Эту тех­ни­ку изо­бре­ли гре­че­ские литей­щи­ки брон­зы в V в. до н. э. Ее пре­иму­ще­ство по срав­не­нию с пря­мым про­цес­сом цель­но­го или поло­го литья состо­я­ло в том, что модель не раз­ру­ша­лась в про­цес­се отлив­ки. Начи­на­ли с базо­вой моде­ли в глине, затем дела­ли оттис­ки в глине или гип­се, созда­вая несколь­ко частич­ных литей­ных форм, на кото­рые нано­си­ли горя­чий воск. Когда воск осты­вал, фор­мы уда­ля­ли, а вос­ко­вые части соби­ра­ли для про­цес­са отлив­ки. При помо­щи этой тех­ни­ки мож­но было по частям отлить как боль­шие брон­зо­вые ста­туи, так и круп­ные ста­ту­эт­ки. После это­го отдель­ные части спа­и­ва­лись вме­сте.

Курт Гшвант­лер

Источники:
© 2006 Фото, текст: A Brief Guide to the Kunsthistorisches Museum. Edited by Wilfried Seipel. Vol. 4. Masterpieces in the Collection of Greek and Roman Antiquities. Kunsthistorisches Museum. SKIRA, 2006, p. 68, cat. 21 (ISBN 3-85497-099-4).
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские копия бронза из бронзы бронзовый бронзовая бронзовое бронзовые юпитер юпитера jupiter iupiter juppiter iuppiter jovis iovis голова полое литье работа зевс инв № vi 9