Голова ЮпитераБронза, полое литье. Римская работа I в.
Инв. № VI 9.
Вена, Музей истории искусств
Эта хорошо сохранившаяся голова поступила из замка Амбрас, из коллекции эрц-герцога Фердинанда Тирольского. Первоначально она была частью статуи, как можно заметить по следам спайки на месте соединения шеи с туловищем. Юпитер, соответствующий греческому богу Зевсу, был властелином и защитником богов и людей; диадема в его волосах — символ этого высокого положения. Голова обрамлена тщательно смоделированными локонами, которые спадают на лоб и по щекам спускаются к бороде. Лицо характеризуется низким и немного дугообразным лбом, поднятыми бровями, гладкими щеками, прямым носом с изящными ноздрями и слегка приоткрытым ртом. Изначально в статую были вставлены глаза, сделанные из другого материала (камень, стекло, слоновая кость). Необработанная поверхность губ была покрыта тонкой медной или серебряной фольгой, значительно усиливающей эффект. Голова производит на наблюдателя впечатление спокойствия и неподвижности; несмотря на изящные формы, она кажется непреклонной и строгой. Это — работа римского эклектизма раннего имперского периода, ориентированная, однако, на греческие модели V в. до н. э.
По следам на внутренней части головы видно, что при создании использовалась техника непрямого полого литья, названная литьем по восковой модели («потерянный воск»). Эту технику изобрели греческие литейщики бронзы в V в. до н. э. Ее преимущество по сравнению с прямым процессом цельного или полого литья состояло в том, что модель не разрушалась в процессе отливки. Начинали с базовой модели в глине, затем делали оттиски в глине или гипсе, создавая несколько частичных литейных форм, на которые наносили горячий воск. Когда воск остывал, формы удаляли, а восковые части собирали для процесса отливки. При помощи этой техники можно было по частям отлить как большие бронзовые статуи, так и крупные статуэтки. После этого отдельные части спаивались вместе.
Курт Гшвантлер