Мужской портрет, т. н. Сулла
Мелкозернистый белый мрамор. Эпоха Августа.
Высота 0,37 м.
Инв. № 1493.Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIX. 17 Фото: С. И. Сосновский

Мужской портрет, т. н. Сулла.

Мелкозернистый белый мрамор. Эпоха Августа.
Высота 0,37 м.
Инв. № 1493.

Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIX. 17.

Происхождение:
Преж­де во двор­це Ран­да­ни­ни (до 1824 г.).

Описание:
510A. Голо­ва рим­ля­ни­на (табл. 69).

Высота 0,37 м. Мел­ко­зер­ни­стый белый мра­мор.

Допол­не­на пере­д­няя часть бюста. Бро­ви и кром­ки ушей над­би­ты.

Голо­ва силь­но повер­ну­та к лево­му пле­чу; муску­ли­стая шея; мор­щи­ни­стое лицо; широ­кий череп с доволь­но рас­тре­пан­ны­ми, слег­ка вью­щи­ми­ся воло­са­ми; отви­саю­щая ниж­няя губа; рот сомкнут и губы слег­ка сло­же­ны в дудоч­ку; пря­мой тол­стый нос; выпу­чен­ные гла­за с глу­бо­ко поса­жен­ны­ми внут­рен­ни­ми угол­ка­ми зате­не­ны бро­вя­ми; сер­ди­тое, энер­гич­ное выра­же­ние лица.

Пре­вос­ход­ный порт­рет вре­мен позд­ней рес­пуб­ли­ки или ран­ней импе­рии. Пара к № 512, вме­сте с кото­рым с. 647 он неко­гда нахо­дил­ся во двор­це Ран­да­ни­ни (Pal. Randanini) и в 1824 г. был при­об­ре­тен для Вати­ка­на (сле­ва вни­зу над­пись: 1824 ∙ C. C. 309); сход­ство лиц настоль­ко вели­ко, что, несо­мнен­но, они изо­бра­жа­ют двух чле­нов одной семьи (одна­ко раз­ли­чия в стро­е­нии чере­па не поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что это один и тот же муж­чи­на, изо­бра­жен­ный здесь в более моло­дом, а там — в более пожи­лом воз­расте). № 510A ранее счи­тал­ся порт­ре­том Л. Муна­ция План­ка (кон­сул 42 г. до н. э.), по утра­чен­ной ныне брон­зо­вой моне­те, кото­рая, одна­ко, была офи­ци­аль­но при­зна­на под­дел­кой.

Cardinali Memorie romane delle ant. e belle arti 1825 S. 298; Nibby III Taf. XX; Bernoulli Röm. Ikonographie I S. 83f. und 236 Fig. 11; Helbig Nr. 103.

© Текст: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanishen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 646—647.

© 2007 Пере­вод с нем. С. И. Сос­нов­ско­го, при уча­стии Г. Ран­ге.


XIX. 17. Муж­ской порт­рет.

О про­ис­хож­де­нии и клас­си­фи­ка­ции см. XIX.13.

Inv. 1493; W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I p. 646, no. 510A; W. Helbig, Führer durch die öffentlichen Samlungen Klassischer Altertümer in Rom, I, IV ed., Tübingen 1963, 335; Порт­рет дер­жит­ся на льви­ной лапе, inv. 1494; W. Amelung, Die Sculpturen des Vaticanischen Museums, Berlin 1903, I p. 647, no. 510A1, tav. 69.

© 1989 Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 44.



Источники:
(сс) 2006 г. Фото: С. И. Сосновский (CC BY-SA 4.0).
© 1903 г. Описание: W. Amelung. Die Sculpturen des Vaticanischen Museums. Berlin, 1903. Band I. S. 646—647.
© 1989 г. Текст: P. Liverani. Museo Chiaramonti. Guide cataloghi Musei Vaticani, 1. «L’Erma» di Bretschneider. P. 44.
Ключевые слова: портрет портреты портретный портретная римский скульптура скульптурный sculptura римская римские мелкозернистый белый мрамор мужской голова римлянина римлянин т н сулла луций корнелий феликс lucius cornelius sulla felix корнелии cotnelia мунаций планк munatius plancus g1094 мунации munatia львиная лапа льва коллекция ранданини palazzo randanini инв № 1493