Геракл и Цербер
Сардоникс.Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
3,8 × 3,3 см.Инв. № К-4716.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Геракл и Цербер.
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
3,8 × 3,3 см.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
3,8 × 3,3 см.
Инв. № К-4716.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Камея вышла из мастерской Диоскурида. В Берлине хранится ее повторение с подписью мастера. Это — одиннадцатый из двенадцати подвигов Геракла. По условию, Геракл должен был укротить Цербера, не применяя оружия. Диоскурид представил тот момент, когда укрощенное полузадушенное чудовище Геракл привязывает на поводок, чтобы повести в родные Микены.
В распоряжении резчика была сдержанная гамма двухслойного сардоникса. Он смог оперировать лишь утоньшением верхнего белого слоя, заставляя сквозь него просвечивать коричневый фон. Поразительна мягкая пластика мускулистого тела героя, ясная, уравновешенная композиция, позволяющая прочесть сцену схватки даже на большом расстоянии. К сожалению, почти не сохранился подлинный фон: весь сегодняшний дополнен позже.
Судя по свидетельству Бенвенуто Челлини в его «Автобиографии», это та самая камея, которая была найдена в окрестностях Рима летом 1523 г., принадлежала ему и вызвала высокие похвалы Микеланджело.
В распоряжении резчика была сдержанная гамма двухслойного сардоникса. Он смог оперировать лишь утоньшением верхнего белого слоя, заставляя сквозь него просвечивать коричневый фон. Поразительна мягкая пластика мускулистого тела героя, ясная, уравновешенная композиция, позволяющая прочесть сцену схватки даже на большом расстоянии. К сожалению, почти не сохранился подлинный фон: весь сегодняшний дополнен позже.
Судя по свидетельству Бенвенуто Челлини в его «Автобиографии», это та самая камея, которая была найдена в окрестностях Рима летом 1523 г., принадлежала ему и вызвала высокие похвалы Микеланджело.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 194—195, № 85.