Геракл и Цербер
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
3,8 × 3,3 см.
Инв. № К-4716.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Геракл и Цербер.

Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Мастерская Диоскурида.
3,8 × 3,3 см.
Инв. № К-4716.

Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Описание:
Камея вышла из мастер­ской Дио­с­ку­рида. В Бер­лине хра­нит­ся ее повто­ре­ние с под­пи­сью масте­ра. Это — один­на­дца­тый из две­на­дца­ти подви­гов Герак­ла. По усло­вию, Геракл дол­жен был укро­тить Цер­бе­ра, не при­ме­няя ору­жия. Дио­с­ку­рид пред­ста­вил тот момент, когда укро­щен­ное полу­за­ду­шен­ное чудо­ви­ще Геракл при­вя­зы­ва­ет на пово­док, чтобы пове­сти в род­ные Мике­ны.
В рас­по­ря­же­нии рез­чи­ка была сдер­жан­ная гам­ма двух­слой­но­го сар­до­ник­са. Он смог опе­ри­ро­вать лишь утонь­ше­ни­ем верх­не­го бело­го слоя, застав­ляя сквозь него про­све­чи­вать корич­не­вый фон. Пора­зи­тель­на мяг­кая пла­сти­ка муску­ли­сто­го тела героя, ясная, урав­но­ве­шен­ная ком­по­зи­ция, поз­во­ля­ю­щая про­честь сце­ну схват­ки даже на боль­шом рас­сто­я­нии. К сожа­ле­нию, почти не сох­ра­нил­ся под­лин­ный фон: весь сего­дняш­ний допол­нен поз­же.
Судя по свиде­тель­ству Бен­ве­ну­то Чел­ли­ни в его «Авто­био­гра­фии», это та самая камея, кото­рая была най­де­на в окрест­но­стях Рима летом 1523 г., при­над­ле­жа­ла ему и выз­ва­ла высо­кие похва­лы Микел­ан­дже­ло.

Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 194—195, № 85.
Ключевые слова: глиптика гемма геммы gemma римская римский римское римские камея камеи греческая мифология mythologia graeca геракл геракла гераклом многоловый трехголовый трехглавый пес цербер кербер цербера кербера cerberus romana геркулес геркулеса геркулесом hercules сардоникс и мастерская диоскурида двенадцатый подвиг резчик диоскурид инв № к-4716