Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 55 см.Париж, Лувр
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 55 см.
Париж, Лувр.
Обнаженный Аполлон устремляется вправо. В следующий момент он спустит с натянутой тетивы стрелу, которая не пролетит мимо цели. В его волосах — лавровый венок из посвященного ему лавра. Его колчан висит через плечо, а через левую руку переброшен его плащ. Позади него стоит Артемида, одетая в хитон в мелкую складку. Она только лишь вытягивает стрелу из колчана. Впереди, позади и ниже фигур божественных близнецов пораженные дети Ниобеи спасаются бегством или лежат уже мертвые на земле. Ужасные события происходят на открытом воздухе, что обозначено схематично изображенным деревом возле Аполлона, а также формой земли, которую можно вычислить только по тому, как лежат двое убитых детей. Художник скомпенсировал отсутствие центральной перспективы приемом вертикальной перспективы. Здесь впервые в греческой вазописи Мастер Ниобид применил этот композиционный принцип, и поэтому он по справедливости считается одним из самых значительных мастеров ранней классической эпохи. Однако есть и другая причина, почему этот кратер столь важен для истории греческого искусства. Эта вертикальная перспектива является композиционным приемом, характерным для одного из наиболее знаменитых античных мастеров монументальной живописи того времени — Полигнота с острова Фасоса, который работал между 480 и 440 годами до н. э. Его картины на больших деревянных панелях, а также фрески в общественных зданиях Афин, Дельф и других городов были знамениты даже в римское время. В своем подробном описании дельфийских картин со сценами разрушения Трои и Подземного царства, путешественник-писатель Павсаний выделяет также и эту особенность: фигуры были расположены не рядом одна с другой, подобно фризу, как их располагали в монументальной живописи до этого, но они были собраны в группы или частично скрыты линиями земли. Тем самым постановка в одну линию была отброшена. Поэтому практически невозможно сомневаться, что Мастер Ниобид создал свою композицию под влиянием этого революционного нововведения в живописи. Как ни выразительна сцена сама по себе, она может также дать смутное представление о знаменитой живописи тех лет, из которой, за несколькими исключениями, мы знаем лишь имена художников и сюжеты картин. Мы уже никогда не сможем насладиться многокрасочностью картин Полигнота, не говоря уже о его прославленных изображениях фигур.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.