Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 55 см.
Париж, Лувр

Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.

Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Высота 55 см.

Париж, Лувр.

Описание:
Высо­ко­ме­рие по отно­ше­нию к бес­смерт­ным нико­гда не дово­ди­ло людей до добра. Так и Нио­бея, жена царя Фив, не избе­жа­ла этой горь­кой уча­сти. Для того чтобы уяз­вить Лето, мать Апол­ло­на и Арте­ми­ды, Нио­бея похва­ля­лась, что она роди­ла семе­рых сыно­вей и семе­рых доче­рей, тогда как у боги­ни было толь­ко двое детей. Близ­не­цы страш­но ото­мсти­ли за обиду, нане­сен­ную их мате­ри: Апол­лон убил семе­рых сыно­вей Нио­беи сво­и­ми бью­щи­ми без про­ма­ха стре­ла­ми, а его сест­ра, боги­ня охоты, уби­ла всех ее доче­рей. В довер­ше­ние все­го Зевс пре­вра­тил Нио­бею в ска­лу, исто­чаю­щую сле­зы, в ее род­ной Лидии. Ужас­ный конец детей Нио­беи и послу­жил сюже­том рос­пи­си это­го кра­те­ра, ком­по­зи­ция кото­ро­го раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в обрам­ле­нии двух лент орна­мен­та из лото­сов и паль­метт. Имя худож­ни­ка этой сце­ны неиз­вест­но, поэто­му уче­ные дали ему соот­вет­ст­ву­ю­щий псев­до­ним: Мастер Нио­бид.

Обна­жен­ный Апол­лон устрем­ля­ет­ся впра­во. В сле­дую­щий момент он спу­стит с натя­ну­той тети­вы стре­лу, кото­рая не про­ле­тит мимо цели. В его воло­сах — лав­ро­вый венок из посвя­щен­но­го ему лав­ра. Его кол­чан висит через пле­чо, а через левую руку пере­бро­шен его плащ. Поза­ди него сто­ит Арте­ми­да, оде­тая в хитон в мел­кую склад­ку. Она толь­ко лишь вытя­ги­ва­ет стре­лу из кол­ча­на. Впе­ре­ди, поза­ди и ниже фигур боже­ст­вен­ных близ­не­цов пора­жен­ные дети Нио­беи спа­са­ют­ся бег­ст­вом или лежат уже мерт­вые на зем­ле. Ужас­ные собы­тия про­ис­хо­дят на откры­том возду­хе, что обо­зна­че­но схе­ма­тич­но изо­бра­жен­ным дере­вом воз­ле Апол­ло­на, а так­же фор­мой зем­ли, кото­рую мож­но вычис­лить толь­ко по тому, как лежат двое уби­тых детей. Худож­ник ском­пен­си­ро­вал отсут­ст­вие цен­траль­ной пер­спек­ти­вы при­е­мом вер­ти­каль­ной пер­спек­ти­вы. Здесь впер­вые в гре­че­ской вазо­пи­си Мастер Нио­бид при­ме­нил этот ком­по­зи­ци­он­ный прин­цип, и поэто­му он по спра­вед­ли­во­сти счи­та­ет­ся одним из самых зна­чи­тель­ных масте­ров ран­ней клас­си­че­ской эпо­хи. Одна­ко есть и дру­гая при­чи­на, поче­му этот кра­тер столь важен для исто­рии гре­че­ско­го искус­ства. Эта вер­ти­каль­ная пер­спек­ти­ва явля­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ным при­е­мом, харак­тер­ным для одно­го из наи­бо­лее зна­ме­ни­тых антич­ных масте­ров мону­мен­таль­ной живо­пи­си того вре­ме­ни — Полиг­нота с ост­ро­ва Фасо­са, кото­рый работал меж­ду 480 и 440 года­ми до н. э. Его кар­ти­ны на боль­ших дере­вян­ных пане­лях, а так­же фрес­ки в обще­ст­вен­ных зда­ни­ях Афин, Дельф и дру­гих горо­дов были зна­ме­ни­ты даже в рим­ское вре­мя. В сво­ем подроб­ном опи­са­нии дель­фий­ских кар­тин со сце­на­ми раз­ру­ше­ния Трои и Под­зем­но­го цар­ства, путе­ше­ст­вен­ник-писа­тель Пав­са­ний выде­ля­ет так­же и эту осо­бен­ность: фигу­ры были рас­по­ло­же­ны не рядом одна с дру­гой, подоб­но фри­зу, как их рас­по­ла­га­ли в мону­мен­таль­ной живо­пи­си до это­го, но они были собра­ны в груп­пы или частич­но скры­ты лини­я­ми зем­ли. Тем самым поста­нов­ка в одну линию была отбро­ше­на. Поэто­му прак­ти­че­ски невоз­мож­но сомне­вать­ся, что Мастер Нио­бид создал свою ком­по­зи­цию под вли­я­ни­ем это­го рево­лю­ци­он­но­го ново­введе­ния в живо­пи­си. Как ни выра­зи­тель­на сце­на сама по себе, она может так­же дать смут­ное пред­став­ле­ние о зна­ме­ни­той живо­пи­си тех лет, из кото­рой, за несколь­ки­ми иск­лю­че­ни­я­ми, мы зна­ем лишь име­на худож­ни­ков и сюже­ты кар­тин. Мы уже нико­гда не смо­жем нас­ла­дить­ся мно­го­кра­соч­но­стью кар­тин Полиг­нота, не гово­ря уже о его про­слав­лен­ных изо­бра­же­ни­ях фигур.


Источники:
© 2007 г. Фото, текст: М. Сиблер. Искусство Древней Греции. Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2007. С. 64—65.
© Photo: Koppermann / Kühling / Staatliche Antikensammlungen und Glyptotek, München.
Ключевые слова: керамика глина терракота греческая мифология mythologia graeca бог аполлон феб аполлона deus apollo phoebus богиня артемида артемиды dea artemis греция grecia graecia hellas ниобиды ниобид ниобида краснофигурный кратер аттика мастер вазописец и убивают детей ниобеи ниоба ниобы ниобея дети дочери сыновья лук стрела стрелы колчан лавровый венок лира хитон плащ смерть дерево пальметки пальметка пальметта пальметты