Диомед с Палладием
Двухслойный оникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.2,0 × 1,7 см.Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Диомед с Палладием.
Двухслойный оникс. Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
2,0 × 1,7 см.
2,0 × 1,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Описание:
Этот сюжет повторялся в таком количестве реплик (Диоскуридом, Солоном, Феликсом, Гнеем), что не может быть сомнения в существовании одного живописного прототипа. По-видимому, это была фреска Полигнота «Гибель Трои», хранившаяся на акрополе Афин. Мастера глиптики порой изображают две фигуры — Одиссея и Диомеда, похитивших Палладий из троянского храма Афины, порою — лишь одного из них.
Поза Диомеда выражала для древних акт святотатства. В руках его меч и фигурка Паллады. Мастер сумел дать элементы многопланового изображения, показывая, что дело происходит в интерьере. На постаменте — статуя Аполлона, у подножия ее убитый жрец. В эпоху гражданских войн I в. до н. э. сюжет приобрел широкое распространение. Судьбы Рима, заветы предков — все, что считалось вечным и незыблемым в это время, казалось, рушится навсегда. По ассоциации старые легенды о троянской войне получали значение предупреждений или пророчеств.
Поза Диомеда выражала для древних акт святотатства. В руках его меч и фигурка Паллады. Мастер сумел дать элементы многопланового изображения, показывая, что дело происходит в интерьере. На постаменте — статуя Аполлона, у подножия ее убитый жрец. В эпоху гражданских войн I в. до н. э. сюжет приобрел широкое распространение. Судьбы Рима, заветы предков — все, что считалось вечным и незыблемым в это время, казалось, рушится навсегда. По ассоциации старые легенды о троянской войне получали значение предупреждений или пророчеств.
Источники:
© 1994 г. Фото, текст: Неверов О. Я., «Античные камеи», издательство «Искусство-СПБ», СПб, 1994. С. 230—231, № 103.